Республика Коми
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Экспертное мнение: Актуальные проблемы формирования солидарного общества, социальной сплоченности, гармонизации общественных отношений в Республике Коми в условиях новой политической и социоэкономической реальности

08 апреля 2022, 15:57
  • «Пока члены данного общества или социального универсума сотрудничают друг с другом как соседи, общество живет мирной и гармоничной жизнью. Когда сотрудничество с сопутствующими ему взаимной симпатией и терпимостью иссякает, то социальное напряжение, вражда, и антагонизмы разрастаются»
  • «Социальная солидарность может быть сформирована «из множества разных расовых, этнических, политических и религиозных групп, когда у них наряду с их специфическими ценностями и нормами есть общий фонд основных ценностей и согласованных норм»

П.А. Сорокин – макросоциолог, выдающийся мыслитель 20 века.

  • «Идеи солидарности и заботы об общем, а не только о частном, могут и призваны стать скрепой нашего общества. Каким финансовым капиталом ни обладал бы человек, какие высокие позиции ни занимал бы — он не будет полноценно счастлив без служения ближним. Чем больше людей будет ощущать общественный смысл, социальную пользу совершаемого дела, тем крепче будет общество, тем меньше будут расстояния между разными социальными слоями».
  •    «Будущее страны — это наше общее дело. И если мы будем солидарны в осуществлении этого общего дела, если у нас будут ясные цели, — то, что мы хотим блага для своего народа, хотим, чтобы Россия была независимой, сильной, самодостаточной, — значит, мы должны солидарно мыслить и солидарно действовать. Поэтому идея солидарного общества сегодня является очень важной идеей, в отношении которой серьезно работает Русская Православная Церковь»

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

  • «Повороты истории не раз испытывали на прочность Россию, но всегда побеждало единство народа, основанное на любви к родной земле и на ответственности за её судьбу. Это единство было и, уверен, всегда будет надёжной опорой нашего государства».
  • Патриотизм и сплочённость граждан, общие нравственные идеалы и сегодня объединяют наше общество, нашу огромную, многонациональную, многоконфессиональную страну.
  • Для нашей большой, огромной страны межнациональный и межрелигиозный мир – это основа основ. Эта сфера нуждается в постоянном внимании органов власти, гражданского общества, средств массовой информации. Работа здесь должна быть тонкой, содержательной и кропотливой. И мы стараемся действовать именно так – максимально деликатно и конструктивно.
  • «Благополучие, само существование целых государств и народов, их успех и жизнеспособность… прямо зависят … от сплочённости общества, его готовности консолидировать, собирать воедино все силы, чтобы идти вперёд».
  • «Текущая ситуация – это, безусловно, испытание для всех нас. Уверен, мы пройдём его достойно, упорным трудом, совместной работой и взаимной поддержкой преодолеем все трудности и станем ещё сильнее, как это всегда было в истории тысячелетней России». 
  • «Рассчитываю на консолидированную, патриотическую позицию всех парламентских партий и общественных сил».

В.В.Путин,  Президент России

  • «Сейчас в сложных условиях, в которых оказалась республика и страна, важна сплоченность общества. …И именно гражданские институты, общественные объединения являются для нас опорой и трансляторами согласия в обществе». 
  • …Благодаря единству и любви к Родине можно преодолеть любые преграды и трудности. Эти ценности всегда были и будут для нас достойным примером и прочной основой для решения стратегических задач развития Республики Коми и страны. Только объединившись, мы сможем добиться успехов и улучшить качество жизни в городах и районах нашей большой республики.
  • «Уверен, что решение Президента РФ о проведении спецоперации было выверенным и правильным. В такое время важны взаимопонимание и сплочённость. Нельзя допустить, чтобы между нами вбили клин межнационального неприятия. Необходимо сберечь историко-культурное наследие России и Республики Коми. И здесь очень многое зависит от нас с вами: Правительства региона, с одной стороны, и гражданских институтов – с другой"

 

 В.В.Уйба, Глава Республики Коми

Солидарное общество понимается как общность интересов, ценностей и жизненных смыслов, взаимная поддержка, лояльность и сотрудничество граждан и власти в достижении общественно значимых целей.  Солидарное общество – это  безопасное общество, каждый член которого чувствует себя комфортно, ощущая поддержку со стороны коллег, соседей, друзей; общество диалога культур и межнационального согласия; общество взаимного доверия, которое скрепляет отношения между представителями различных социальных слоев; инновационная и доброжелательная среда, способствующая максимальному раскрытию интеллектуального и личностного потенциала.

По мнению Святейшего Патриарха Кирилла, это такое общество, в котором отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции. Это общество, в котором нет «лишних людей», нет обреченных и проклятых. Как он справедливо полагает, особой национальной идеей, пронизывающей историю и культуру России, является «идея человеческой солидарности». Стремление к солидарности предполагает построение общества социальной симфонии, где «разные слои и группы, разные народы и религиозные общины, разные участники политических и экономических процессов являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками». 

Актуальность проектирования и осуществления стратегии формирования солидарного общества обусловлена комплексом причин.    

Во-первых, проектирование и осуществление концепции и стратегии формирования регионального солидарного общества обеспечивающего социальную сплоченность регионального социума является одним из важнейших социополитических условий успешного развития Республики Коми, поскольку успехов в преображающем развитии региона невозможно достичь без понимания и широкой общественной поддержки «снизу» и без общественной консолидации всех сил, призванных участвовать в процессах развития региона.

Необходимо также учитывать, что в нашем регионе  при достаточно  позитивном уровне межнационального и межконфессионального согласия, относительно благоприятном этноклимате, сохраняется высокий уровень социальной дифференциации по всем основным индикаторам, отмечается тенденция формирования множества неравенств, значительная (в десятки раз) поляризация граждан по экономическому статусу, отсутствие стабильной занятости, разрыв в уровне и качестве жизни горожан и селян, снижение качества жизни, отмечается низкий уровень межличностного доверия и доверия к основным институтам институциональной подсистемы региональной политической системы.

Важно также участь, что по данным «Мониторинга ситуации в сфере межнациональных отношений и предполагаемых конфликтов в Республике Коми», озвученным в обстоятельном докладе – презентации министром национальной политики республики Носковым Р.В. при отчете в Общественной палате РК, отмечалось, что, несмотря на то, что «в регионе отсутствует конфликты на национальной и религиозной почве, сохраняются критические настроения. По данным 2021 года 67 процентов опрошенных отмечают, что в нашей стране больше несогласия и разобщенности, каждый второй считает, что настроение людей за последние год-два ухудшились.  Каждый четвертый опрошенный допускает вероятность конфликтов на национальной почве и каждый пятый на религиозной в своем населенном пункте».

Как свидетельствуют материалы глубинных интервью по проблемам укрепления солидарного общества проведенных в Курской области, уровень солидарности регионального сообщества всеми респондентами был оценен весьма сдержанно – на уровне 3-4 баллов из 10 возможных. Полагаю, что эта оценка в полной мере идентична и для нашего региона.

Во-вторых, сложнейший комплекс современных угроз, вызовов и, одновременно,  формирование инновационных возможностей развития региона в условиях новых  социально-экономических и общественно-политических реальностей, задачи создания широкого «народного фронта» общественной поддержки политического курса  Президента РФ, Правительства России, Республики Коми, требуют осуществления системной, консолидационной деятельности, повышения уровня солидаристского,  консолидационного потенциала регионального социума, обеспечения социального согласия и сплочения, формирования солидарного гражданского общества, социальной консолидации регионального социума.  

Как мы полагаем, основным, интегральным, межотраслевым стратегическим, программным  документом   формирования  солидарного общества в Республике Коми должна быть «Концепция стратегии формирования солидарного общества в Республике Коми» и принятие на ее основе соответствующей стратегии. Ее научные основания и ряд государственно-управленческих решений формирования солидарного общества изложены в нашем экспертном материале, с которым можно познакомиться по ссылке:    Экспертное мнение: Формирование солидарного общества в Республике Коми: предложения эксперта к проектированию концепции стратегии | Общественная палата Республики Коми (rkomi.ru)

Стратегия формирования солидарного общества является одним из важнейших компонентов проектируемой нами «Стратегии общественно-политического развития Республики Коми». Экспертное мнение: «О проектировании стратегии общественно-политического развития республики: некоторые политико-управленческие аспекты» | Общественная палата Республики Коми (rkomi.ru)

Основными направлениями, факторами и условиями становления регионального солидарного общества в республике, по нашему мнению, являются:

  • снижение уровня социальной и территориальной дифференциации, формирование среднего класса в регионе как важнейшего социально-экономического условия становления солидарного общества.
  • гуманизация экономики, повышение качества жизни и качества человеческих отношений.
  • формирование общественной консолидации как процесса достижения ментального согласия граждан в отношении понимания стратегических проблем развития региона, направления и целей этого развития.
  • повышение уровня легитимности и доверия к региональной власти;
  • повышение качества и эффективности функционирования власти и гражданского общества и их взаимодействия, солидарного сотрудничества;
  • повышение уровня информационной открытости власти,
  • формирование в региональном общественном сознании позитивного имиджа региона;
  • формирование общероссийской, надэтнической, общегражданской идентичности во взаимосвязи с региональной, территориальной идентичностью, воспитание патриотизма, сопричастности к жизни страны и региона. (поясним, что региональная идентичность конструируется, по мнению Ю. А. Дроздовой, консолидацией сообщества вокруг общего дела или общей идеи, множествами субъектов. Региональную идентичность,  можно рассматривать как результат взаимных контактов, соглашений и противостояний, взаимодействий населения, СМИ, органов государственной и муниципальной власти, научного сообщества, политических партий, общественных движений, объединений, выражающих бесчисленное количество групповых интересов, с которыми жители региона себя идентифицируют, и которые взаимно пересекаются, дополняются, выступая гарантом демократии и развития российских территорий.
  •  укрепление межэтнического, межконфессионального согласия и веротерпимости;
  • сохранения культурного и природного наследия территории, развития культурного потенциала;
  •  профилактика экстремизма;
  • адаптация мигрантов в региональном сообществе.
  • укрепление гражданского мира и согласия, гармонизации общественных отношений (при этом согласие в обществе рассматривается нами как важнейшее условие региональной модернизации)
  • развитие системы и повышение эффективности социального партнерства.
  • государственная поддержка развития социально - ориентированного бизнеса, повышение социальной ответственности бизнеса, социального предпринимательства,  широкое вовлечение некоммерческих организаций в развитие социальных услуг, помощь лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации и другие социально значимые виды деятельности.
  • Развитие добровольчества и волонтерства;
  • Развитие системы «народного бюджетирования»; 
  • Формирование целенаправленной информационной политики  идей солидарного общества, которая должна выходить за пределы влияния официальных источников информации. Она должна найти воплощение в печатно-издательском, электронном, наглядном, уличном, и иных видах носителей информации.
  • Укрепление института семьи, поскольку «солидарное общество – есть семья семей») Декларация государственности редакция 12.10.docx (google.com)

Для проектирования концепции следует использовать опыт Белгородской  области по осуществлению концепции формирования солидарного общества (http://docs.cntd.ru/document/444859915) и опыт Ульяновской области по осуществлению концепции развития социальной сплоченности  (https://sobes73.ru/index.php?id=655)

Для  повышения  эффективности деятельности органов государственной власти и институтов гражданского по формированию солидарного общества в Республике Коми необходимо создать систему координации функционирования всех многосубъектных институтов (государственных, гражданских, социально-ориентированного бизнеса) и осуществления всех государственных политик, создающих условия для общественного согласия и консолидации: политики повышения качества жизни и снижения уровня социальной и территориальной дифференциации, информационной политики, политики повышения репутационного капитала региона, политики формирования общероссийской и территориальной идентичности, формирования желаемого образа региона, политики укрепления межпоколенческой солидарности, гармоничной преемственности поколений, «общества всех возрастов», политики исторической памяти, наследия, национальной политики (политики в сфере развития и гармонизации межконфессиональных отношений), политики поддержки институтов гражданского общества, политики в сфере защиты прав и свобод граждан и ряда других  государственных субполитик.

Координирующим органом в работе по формированию солидарного общества может быть общественно - государственный «Совет по формированию солидарного общества, социального согласия, социальной сплоченности, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Коми» при Главе РК созданный на основе расширения функционала существующего Совета по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Коми»,  поскольку, как мы уже отмечали,  цели и задачи формирования солидарного общества существенно шире, чем гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений. Межнациональные и межконфессиональные отношения являются важнейшей частью формирования солидарного общества, системы  социальной консолидации, сплоченности, согласия и общественных отношений в целом.

В контексте формирования солидарного общества в Республике Коми, консолидации общественных сил региона, обеспечения гражданского мира актуализируется задача создания системы соглашений (договоров) власти с населением и с институтами гражданского общества.

Полагаю целесообразным рекомендовать органам государственной власти инициировать и разработать с участием общественности проект «Договора об общественном согласии в Республике Коми», внести на общественное обсуждение и принять его на  республиканском гражданском форуме. Итоги его выполнения целесообразно подводить ежегодно в «День народного единства» – 4 ноября на традиционном гражданском форуме республики. Это будет одна из традиций и форм проведения нового российского праздника.

Необходимо также возродить отмененный без необходимой объективной аргументации закон РК «О согласованном уровне жизни населения и контроле его обеспечения» - как системе общественного договора, законодательной основы политического участия и контроля населения за эффективностью деятельности власти. Как известно, в данном законе предполагалось, что правительство заключает своеобразный общественный договор с населением по основным параметрам качества жизни. Следует отметить, что Республика Коми – единственный российский регион, который имел в своем законодательном пространстве подобный закон, обладающий высоким консенсусным, консолидационным потенциалом и, который практически не использовался для развития и гармонизации общественных отношений. «Субъектами – соисполнителями» реализации данного закона могут быть Общественная палата РК, Коми региональное отделение ООД «Народный фронт «За Россию», Молодежный парламент РК, Федерация профсоюзов, МОД «Коми войтыр», Совет муниципальных образований РК, КРО политическая партия «Единая Россия», другие парламентские и непарламентские партии, другие институты гражданского общества.

Таким образом, в регионе должна сложиться следующая система основных республиканских общественных соглашений и договоров:

1. «Договор об общественном согласии в Республике Коми» (с институтами  граждан, гражданским обществом)

2. Договор о согласованном уровне жизни и общественном контроле его реализации (с населением республики).

3. Региональное соглашение по социально-экономическим вопросам между правительством Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми и Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми

4. Система соглашений органов государственной власти о взаимодействии с важнейшими социальными общественно-государственными институтами (ОПРК, ОНФ), институтами гражданского общества (МОД «Коми –войтыр», парламентскими партиями, и др.)

Подобная система должна действовать и в муниципальных образованиях.

В целом же общественный договор, необходимо рассматривать как важнейший институт, форму и механизм формирования регионального солидарного общества.

С целью создания нормативного пространства  формирования солидарного общества   Правительству Республики рекомендуется разработать с участием общественности, научного, экспертного сообщества и принять следующий комплекс политико-нормативных актов:

  • «Концепцию стратегии формирования солидарного общества, гармонизации общественных отношений в Республике Коми»
  • «Стратегию формирования солидарного общества, социальной сплоченности, гармонизации общественных отношений в Республике Коми».
  • «Концепцию государственной поддержки и развития гражданского  общества в Республике Коми, повышения активности и эффективности гражданского участия в преображении Республики Коми».
  • «Стратегию поддержки  и развития институтов гражданского общества в  Республике Коми на период до 2024 года», (опыт Томской области и ряда других регионов), а также, разработку и принятие региональной программы «Государственная поддержка гражданских инициатив общественных объединений и граждан в Республике Коми на период до 2024 года».   
  • «Концепцию государственной информационно-коммуникационной политики» и программу ее осуществления».

«Концепцию и стратегию защиты прав и свобод граждан в Республике Коми» и целый ряд других нормативных актов. Их примерный перечень изложен нами в экспертном материале: Экспертное мнение: «О проектировании стратегии общественно-политического развития республики: некоторые политико-управленческие аспекты» | Общественная палата Республики Коми (rkomi.ru) Экспертное мнение: О некоторых политико-управленческих аспектах социогуманитарного и общественно-политического развития региона | Общественная палата Республики Коми (rkomi.ru) Экспертное мнение: «Некоторые рекомендации новому составу Государственного Совета РК по совершенствованию деятельности регионального парламента» | Общественная палата Республики Коми (rkomi.ru) и ряде других, размещенных на сайте палаты под рубрикой «Мнение экспертов»  

Полагаем также целесообразным рекомендовать включить в стратегию развития республики раздел о формировании солидарного общества, социальной сплоченности и социального согласия (см. опыт Архангельской области и ряда других субъектов). Так, в стратегии «Архангельская область – 2035» включен раздел «Консолидация населения и развитие гражданского общества». Одним из ее подразделов является ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА»;

Как отмечается в данной стратегии «Проект направлен на формирование духовных и культурных основ солидарного общества, стимулирование духовно-нравственного развития личности, воспитание патриотизма и формирование гражданской самоидентификации населения региона. Реализация проекта позволит создать позитивную атмосферу в региональном социокультурном пространстве, обеспечивающую консолидацию общества и повышение социальной активности населения».

Рекомендуется осуществлять мониторинг оценки эффективности реализации стратегии формирования солидарного общества. В рамках исследования, возможно решить несколько основных задач, в том числе: диагностирование системы ценностей жителей республики, анализ динамика жизненных условий, состояние социальных индикаторов реализации Стратегии: удовлетворенность населения качеством отношений по месту проживания, с соседями, в семье, в трудовом коллективе, с представителями власти; удовлетворенность населения реализацией принципа социальной справедливости; удовлетворенность населения безопасностью жизни.

Для повышения уровня информированности населения о деятельности органов государственной власти как важнейшего фактора формирования солидарного общества актуализируется задача подготовки и представления общественности ежегодных государственных докладов по актуальным проблемам развития региона во всех сферах регионального развития: экономической, социальной, политической, гуманитарной, духовной.

В гуманитарной и общественно-политической сферах республикинапример, могут быть издаваться  следующие государственные доклады: «О реализации национальных проектов в РК», «О развитии человеческого потенциала Республики Коми» (на основе опыта подготовки соответствующих докладов в Республике Башкортостан и Пермском крае); «Дети Республики Коми», «Молодежная политика в Республике Коми», «Старшее поколение в Республике Коми», «Семья и семейная политика в Республике Коми», «Здравоохранение в Республике Коми», «Образование в Республике Коми», «О развитии дошкольного образования в Республике Коми», «Культура в Республике Коми», «О положении инвалидов и государственной политике в отношении людей с ограниченными возможностями», «Развитие физической культуры и спорта в Республике», «Демографическое развитие Республики Коми», «О качестве жизни населения Республики Коми», «О социальной защите и социальном обслуживании населения», «О государственной национальной политике», «Развитие туризма в Республике Коми», «Жилищное строительство в Республике Коми», «Жилищно-коммунальная  политика в Республике Коми», «Государственная  политика  здорового образа жизни», «О государственной политике занятости населения», «О развитии волонтерства и добровольчества в РК», «О формировании солидарного общества в РК»,  «Об общественно-политическом развитии, гармонизации общественно-политических отношений в РК».

Пока официально статус государственного имеет в республике лишь доклад о состоянии окружающей среды в РК.  Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Коми в 2019 году
Необходимо также представлять общественности государственные доклады  о борьбе с преступностью, о борьбе с коррупцией в Республике Коми, об эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, ряд других.

Рекомендуется придать статус государственных ежегодным докладам Общественной палаты РК о развитии гражданского общества в Республике Коми, докладам Уполномоченного по правам человека Республики Коми, Уполномоченного по правам детей, Уполномоченного по правам предпринимателей. 

Доклады можно рассматривать и как своеобразные отчеты правительства (и министерств) перед населением и гражданским обществом. Кроме того, их подготовка позволит органам государственной власти и управления в полном объеме и комплексе иметь реальную «картину» развития региона на этой основе осуществлять корректировку государственной политики,  что будет способствовать повышению ее эффективности.

Подготовка и информационное сопровождение этих докладов должны осуществляться в рамках государственной региональной информационной политики (в настоящее время отсутствует ее концепция, стратегия, программа) в соответствии с Указом или Распоряжением Главы РК «О государственных докладах  в Республике Коми»

   Как нам представляется, Общественной палате РК как важнейшему социальному институту общественного со-управления регионом, необходимо:

  • предложить Администрации Главе РК инициировать организацию проектной работы по  проектированию «Концепции стратегии формирования солидарного общества на период до 2024 года».      
  • Определить формы своего участия в проектировании и реализации стратегии формирования солидарного общества. (некоторые предложения изложены в нашем экспертном материале: Экспертное мнение: Общественная палата Республики Коми как важнейший институт общественного управления развитием региона, формирования нового качества гражданского общества: некоторые предложения к проектированию концепции | Общественная палата Республики Коми (rkomi.ru)  
  • Провести гражданский форум, на котором обсудить проблемы участия общественности, институтов гражданского общества в формировании солидарного общества.
  • Заключить соглашение между Правительством Республики Коми и Общественной палатой о сотрудничестве и социальном партнерстве. Одним из пунктов этого соглашений может быть представление Главе РК накануне подготовки его обращения (отчета) Государственному Совету «Гражданского послания высшему должностному лицу РК», (как своеобразной  народной петиции, наказа высшему должностному лицу республики), в котором, от имени  гражданского общества можно представить  наиболее  актуальные  проблемы  и запросы общества, а также предложения, озвученные в течение предшествующего года в резолюциях и рекомендациях форумов, общественных слушаниях и обсуждениях, круглых столах, решениях общественных советов  при органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Глава республики в  своем отчете  Государственному Совету  может  опереться на сформулированные гражданским обществом проблемы и идеи и, соотнося их со своим видением и полномочиями высшего должностного лица исполнительной власти региона,  может принять решения по их практической реализации.  

  • Создать «Общественный Совета по мониторингу и контролю выполнения национальных проектов в Республике Коми». Его основными субъектами – институтами могут быть: КРО Всероссийской партии «Единая Россия», Общественная палата Республики Коми, Коми региональное отделение Общероссийского народного фронта «За Россию», межрегиональное общественное движение "Коми войтыр", общественные Советы органов исполнительной власти, в том числе, и Общественный Совет при Государственном Совете РК, Ассоциация «Совет муниципальных образований РК», муниципальные общественные палаты, ТОСы, другие институты гражданского общества, в том числе, и коми региональные отделения федеральных партий и другие институты).

Политико-правовой основой этого Совета может быть совместное «Соглашение о создании и деятельности «Общественного Совета по мониторингу и общественному контролю выполнения национальных проектов». Таким образом, в республике должна сформироваться не только государственно-муниципальная «управленческая вертикаль» по реализации национальных проектов, но и многоуровневая, сквозная система общественного управления, в том числе, и общественного контроля, мониторинга хода реализации национальных проектов.   Принятие решения о создании общественного Совета и подписание Соглашения позволит обеспечить координацию деятельности общественных объединений и перейти от разрозненных акций контроля реализации национальных проектов к системным действиям.  

Как мы полагаем, одной из первоочередных задач в общем  контексте процесса   формирования солидарного общества в республике является организация системной, консолидационной деятельности по созданию в республике широкого «народного фронта» консолидированной общественной поддержки специальной военной операции на Украине и политического курса Президента РФ.  Место и роль общественной палаты и органов государственной власти республики сформулированы нами в экспертном материале «"Некоторые аспекты создания в республике народного фронта консолидированной общественной поддержки специальной военной операции на Украине и политического курса Президента РФ" Экспертное мнение: "Некоторые аспекты создания в республике народного фронта консолидированной общественной поддержки специальной военной операции на Украине и политического курса Президента РФ" | Общественная палата Республики Коми (rkomi.ru)

В экспертном материале, представляемом для общественного обсуждения, изложены лишь некоторые аспекты сложнейшей, все более актуализирующейся в условиях новой реальности проблеме формирования солидарного общества в регионе.

 Автор понимает, что требуется дальнейшая рефлексивная солидарная деятельность  экспертного сообщества и органов государственной власти по проектированию  концепции стратегии формирования солидарного общества, социальной сплоченности, гармонизации общественных отношений в Республике Коми.

Общественная приемная