Республика Коми
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Экспертное мнение: «К вопросу о проектировании стратегии общественно - политического развития республики» к 102 годовщине Республики Коми

Владимир Теребихин – эксперт Партии, ГБУ РК Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина и ОПРК, политолог, кандидат философских наук, заслуженный работник РК, государственный советник РК 2 класса

22 августа Республика Коми отмечает День Республики - 102 годовщину  образования Коми автономии.     

К этой исторической дате в политическом календаре, политическом  времени и пространстве республики нами подготовлен экспертный материал «К вопросу о проектировании стратегии общественно - политического развития республики ( к  102 годовщине образования Коми автономии)»

Следует отметить, что политическая система  республики формировалась в раннесоветский, позднесоветский и современный периоды  в соответствии с политической трансформацией  региона как субъекта федерации.

Ее развитие проходило эволюционно (в 20-80-е годы 20 века), революционно (с начала 90-х годов) в период радикальной трансформации общества и государства, перехода от общественно-политической системы советского типа к современным формам общественно-политической жизни, базирующимся на качественно новых принципах: рыночной экономики, частной собственности, политического плюрализма, свободы слова, в период перехода  от автономной советской республики в составе РСФСР к Республике Коми  - субъекту обновленной Российской Федерации) и эволюционно с середины 90-х. 

В результате конституционной «ревореформы» середины 90-х годов и принятия Конституции Республики Коми 1994 года, к настоящему времени сформировалась современная политическая система взаимосвязанная и взаимодействующая с экономической, социальной и духовно-культурной системами общественной жизни региона. 

Центральным элементом  политической системы республики является Коми региональное отделение Всероссийской политической Партии «Единая Россия», партии, которая  достойно представляет политические интересы большинства граждан России, поддерживающих стратегический политический курс Владимира Путина,  партия, миссией которой является служению народу России, партия,  отстаивающая традиционные духовные ценности российского народа, партия -  приоритет стратегии, конк­ретных планов и проектов которой -  «достижение нацио­наль­ных целей развития, сбережение народа России, создание возможностей для самореа­лизации и развития каждого человека, для его комфортной и безопасной жизни, для достойной работы, заработка и успешного ведения своего дела», партия, осуществляющая системную, многоплановую работу по созданию широкого народного  фронта успешного проведения специальной военной операции, политического курса Президента РФ, ее политического и гуманитарного обеспечения, партия стратегической целью которой, в соответствии с успешно реализуемой человеко-ориентированной Народной программы  «За благополучие и достойную жизнь людей, за сильную и успешную Россию», программы, составленной вместе с миллионами  избирателей для всего российского общества, в интересах всех людей и каждого человека, является достижение высшей, конституционной,  интегральной, социогуманистической цели - повышения качества жизни населения и создании условий для свободного, гармоничного развития человека, как высшей ценности.

Актуальность проектирования и принятия стратегии как важного компонента общей стратегии преображающего развития республики на период до 2030 года имеет комплекс причин.

В каузальный комплекс, детерминирующий проектирование и реализацию данной стратегии,  входит не только отсутствие в системе регионального стратегического планирования  подобного актуального  и объективно необходимого документа, но и объективная  необходимость осуществления комплекса политико-управленческих мер по гармонизации общественно-политических отношений, снижению уровня латентной протестной активности и политической поляризации общества, повышению уровня общественной консолидации илегитимности исполнительной, законодательной власти, системы местного самоуправления, институтов гражданского общества и государственно-общественных объединений, формирования широкого народного фронта поддержки политического курса В.В.Путина, СВО, подготовке и проведению в регионе важнейшей политической  кампании 2024 года - выборов Президента России.

Одним из важнейших компонентов проекта стратегии является трактовка понятия «общественно-политическое развитие региона».

Категория «общественно-политическое развитие региона» понимается автором как «демократическое, человекоориентированное, эффективное развитие политической системы региона, ее подсистем и институтов,  которое  создает благоприятные условия гармонизации общественно-политических отношений, расширение возможности влияния граждан на региональную политику, общественного участия в преображающем развитии республики, обеспечивает социально-политическую деполяризацию, сплоченность, общественную солидарность, формирование солидарного гражданского общества,  устойчивость  общественно - политического согласия и прочность гражданского мира, социально-политическую безопасность, благоприятный общественно-политический фон эффективного функционирования региона, повышение уровня доверия всем институтам политической системы, легитимности, создание эффективного механизма взаимодействия ветвей власти, повышение эффективности и качества функционирования всех институтов политической системы с целью формирования позитивных политических условий для практической реализации конституционных гуманистических, демократических основоположений обновленной Конституции России и Республики Коми, национальных целей развития страны и региона.

Структурный дизайн стратегии включает ее цели, задачи, принципы, направления, а также комплекс стратегий развития основных институтов политической системы и основных региональных государственных политик в сфере общественно-политического развития:

института высшего должностного лица - Главы РК и его Администрации;

института Правительства РК – высшего органа исполнительной власти;

Государственного Совета РК;

системы местного самоуправления;

общественно-государственных институтов: Общественной палаты РК и Коми регионального отделения ОНФ;

общественных советов органов государственной власти;

институтов гражданского общества (партий, СО НКО, ТОСов, профсоюзов, медиа, национально-культурных объединений, сетевых сообществ  и других);

концепции стратегий региональных государственных субполитик, обеспечивающих создание условий для качественного общественно-политического развития, в том числе: государственной политики формирования солидарного общества, гармонизации межнациональных отношений, государственной политики формирования общества всех возрастов, солидарности и преемственности всех поколений, стратегии политики общественного участия в преображающем развитии региона, стратегии политики  реализации прав и свобод граждан, стратегии информационной политики и политики формирования желаемого образа республики, политики изучения и формирования общественного мнения, политики формирования территориальной гражданской идентичности, стратегии региональной исторической политики (политики памяти), национальной политики.

В структуру проекта стратегии общественно-политического развития рекомендуется включить проектирование и утверждение следующего комплекса (дополнительных к уже принятым и реализуемым) концепций, стратегий, программ, нормативных актов, актуально необходимых, но, отсутствующих в системе управленческих решений республики.

Концепции:

Концепция повышения эффективности государственного и муниципального управления в Республике Коми;

Концепция стратегии развития института муниципальных образований (в рамках реализации закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»;

Концепция формирования солидарного общества в Республике Коми;

Концепция защиты прав и свобод граждан в Республике Коми;

Концепция формирования инновационного имиджа Республики Коми;

Концепция государственной информационной политики в Республике Коми;

Концепция государственной поддержки и развития гражданского общества, повышения активности и эффективности общественного участия (общественного управления и со-управления) в преображении Республики Коми;

Концепция государственной молодежной политики Республики Коми на период до 2025 года (предыдущая концепция была принята в республике в 2015 году и действовала до 2020 года);

Концепция государственной научной политики в Республики Коми;

Концепция государственной гуманитарной политики Республики Коми»;

Концепция гражданского форума Республики Коми;

Концепция повышения правовой культуры избирателей;

Концепция развития института общественного наблюдения за выборами в Республике Коми;

Концепция единой системы информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти РК;

Концепция Общественной палаты РК как важнейшего института общественного управления (со-управления) развитием региона;

Концепция стратегии развития Коми регионального отделения ВПП «Единая Россия» (учитывая, что Глава РК является Секретарем Коми регионального отделения партии);

Концепцияи программа развития Коми регионального отделения ВРНС (сопредседатель – Глава РК);

Концепция и программа развития Коми регионального отделения Российского общества «Знание» (председатель Наблюдательного Совета – Глава РК).

На основе вышеизложенных концепций рекомендуется принять следующий комплекс стратегий:

Стратегию формирования солидарного общества, социальной сплоченности, гармонизации общественных отношений в Республике Коми;

Стратегию развития гражданского общества в Республике Коми на период до 2025 года;

Стратегию развития Коми регионального отделения ВПП «Единая Россия» на период до 2026 года;

Стратегию развития территориального общественного самоуправления;

Стратегию и программу формирования инновационного имиджа Республики Коми;

Стратегии формирования и укрепления традиционных ценностей в Республике Коми.

Рекомендуется принять следующий комплекс государственных программ:

государственную программу информирования избирателей о деятельности Президента РФ и создания системы общенародной поддержки Президента РФ;

комплексную государственную программу участия Республики Коми в общественно - политическом обеспечении целей и задач специальной военной операции;

государственную программу повышения эффективности государственно-частного партнерства в Республике Коми;

государственную программу поддержки гражданских инициатив общественных объединений и граждан в Республике Коми на 2022 - 2025 годы;

программу «Повышение эффективности молодежной политики и вклада молодежи в преображающее развитии Республики Коми»;

программу реализации в Республике Коми «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. (предыдущий план мероприятий действовал на период до 2020 года);

программу формирования желаемого, инновационного имиджа Республики Коми. 

 

Рекомендуется разработать и внести на рассмотрение Государственного Совета РК следующие законопроекты:

Закон РК «Об общественных советах при органах государственной власти Республики Коми;

Закон «О государственной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организациях в Республике Коми»;

Закон РК «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления»; 

Закон РК «Социальный кодекс Республики Коми»;

Закон РК «Об общественной палате муниципального образования в Республике Коми»;

Закон Республики Коми «О законодательной инициативе граждан в Республике Коми»;

Закон «О наказах избирателей в Республике Коми».

Принять следующие Указы Главы РК:

«О ежегодных государственных докладах Республики Коми»;

«О совершенствовании экспертно-аналитического и научного обеспечения проектирования и принятии государственных решений»;

«О премиях Главы РК (или Правительства РК) им. Питирима Сорокина в области социальных, общественных, гуманитарных наук»;

«О повышении эффективности деятельности институтов уполномоченного по правам человека, по правам ребенка, защите прав предпринимателей в Республике Коми»;

«О формировании в Республике Коми системы общественных соглашений и договоров органов государственной власти с гражданами и институтами гражданского общества».

В регионе должна сложиться следующая система основных республиканских общественных соглашений и договоров:

договор об общественном согласии в Республике Коми  (с институтами гражданского общества);

договор о согласованном уровне жизни и общественном контроле его реализации (с населением республики);

региональное соглашение по социально-экономическим вопросам между правительством Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми и Союзом промышленников, предпринимателей.

Рекомендуется заключить соглашение между Правительством Республики Коми и Общественной палатой о сотрудничестве и социальном партнерстве

Общественной палате совместно с Администрацией Главы РК и Советом муниципальных образований РК эксперт рекомендует: 

активизировать и завершить организационно-методическую работу по официальному преобразованию общественных Советов МСУ в общественные палаты муниципальных образований;

разработать и внедрить систему показателей эффективности деятельности муниципальных общественных палат;

провести конкурс их деятельности;

осуществлять мониторинг деятельности муниципальных палат. Внедрить систему проведения онлайн-опрос о муниципальных общественных палатах. (Опрос «Муниципальные общественные палаты (советы)» — YandexForms);

создать некоммерческую организацию (НКО) — Коми региональную ассоциации членов общественных палат. По мнению эксперта, это поможет обобщать и тиражировать лучшие практики деятельности муниципальных палат и обеспечит их возможностью получать субсидии и гранты;

издавать сборник «Лучшие практики муниципальных общественных палат Республики Коми;

провести форум муниципальных общественных палат;

создать Совет по взаимодействию Общественной палаты РК с общественными палатами муниципальных образований»;

рекомендовать Главам и председателям Советов органов МСУ образовать молодежные парламенты в представительных органах муниципальных образований (советах). Возможно, использовать для этой цели опыт деятельности молодежных парламентов при Советах МСУ Вологодской области.

Правительству РК,  в соответствии с требованиями Президента РФ, рекомендуется  включить в оценку деятельности Глав муниципальных образований их взаимодействие с муниципальными общественными палатами, поддержку институтов гражданского общества, некоммерческого сектора, ТОСовского движения (на основе внедрения рейтинга МСУ по развитию ТОСов с расчетом  сводного индекса развития территориальных общественных самоуправлений в муниципальных образованиях, инициативного бюджетирования и итогов конкурса проектов территориальных общественных самоуправлений республики). 

В структуру стратегии общественно-политического развития входит также система изучения и формирования общественного мнения (социологические исследования, социологический мониторинг общественного мнения в сфере общественно-политических отношений, конфликтологический мониторинг, мониторинг публикаций в цифровом пространстве региона, мониторинг общественных настроений, мониторинг обращений граждан, мониторинг гражданских инициатив и комплекс других мониторингов процессов общественно-политического развития в регионе. 

В данном контексте представляется целесообразным рекомендовать органам государственной власти изучить опыт Вологодского научного Центра, где, начиная с 1996 года ВолНЦ РАН (ранее — ИСЭРТ РАН) регулярно 6 раз в год проводятся опросы общественного мнения в Вологодской области. Этот научный центр с 2013 года — выпускает результаты мониторинга общественного мнения в виде серии информационно-аналитических бюллетеней «Эффективность государственного управления в оценках населения (по материалам исследований ИСЭРТ РАН)», с 2017 –«Эффективность государственного управления в оценках населения» Сведения о журнале - Эффективность государственного управления в оценках населения (vscc.ac.ru). В данном информационно-аналитического бюллетене представлены результаты мониторинга общественного мнения населения Вологодской области по следующим проблемам: оценка политической ситуации в России и области; оценка деятельности общественных структур и институтов власти, оценка экономического положения России и области, самооценка материального положения населения, социальное самочувствие населения и уровень протестных выступлений, актуальные проблемы в России, регионе и семье, уровень развития гражданского общества на территории Вологодской области, отношение населения к деятельности органов правопорядка. Отношение населения к деятельности средств массовой информации. Кроме того, этот научный Центр ежегодного проводит мониторинговое социологическое исследование по проблемам функционирования НКО. Некоммерческий сектор в оценках населения региона: социально-демографический аспект (vsu.ru).

Рекомендуется также изучить опыт деятельности государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» - как экспертно-аналитического учреждения, созданного в целях осуществления систематического научного анализа социально-экономических процессов в Республике Мордовия, своевременного выявления происходящих изменений, факторов, вызвавших их, и подготовки для республиканских органов государственной власти аналитических материалов. ГКУ РМ "НЦСЭМ" - Новости (e-mordovia.ru)

Как нам представляется, органам государственной власти необходимо:

изучить вопрос о возрождении деятельности социологической службы (центра, лаборатории) в Коми научном центре или создании социологических службы в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина или КРАГСиУ;

осуществить поддержку деятельности социологической службы «Общественное мнение Республики Коми»;

продолжить осуществление ежегодного мониторинга ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений проводимого министерством национальной политики и ГБУ РК Центр «Наследие имени Питирима Сорокина».

Важным компонентом структуры стратегии является система управления общественно-политическими процессами, включая координацию деятельности многосубъектных институтов политической системы, являющихся объектами реализации стратегии и субъектами осуществляющих стратегию общественно-политического развития региона.

С целью совершенствования этой деятельности рекомендуется изучить вопрос о создании новых, (дополнительно к уже существующим), общественно-государственных Советов:

общественно-государственного совета по формированию солидарного общества, социальной сплоченности, гармонизации общественных, межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Коми при Главе РК;

общественно-политического совета при Главе РК (или заместителе председателя Правительства РК) как своеобразного Политического управления при Главе РК (или Совет по содействию развития гражданского общества и правам человека).

Рекомендуется также:

изучить опыт деятельности Народного Совета при губернаторе Хабаровского края  Народный совет при Губернаторе края - Совещательные органы - Комитет по внутренней политике Правительства Хабаровского края (khabkrai.ru);

возродить деятельность Молодежного правительства Республики Коми. В настоящее время молодежные правительства функционируют практически во всех субъектах РФ. Ассоциация Молодёжных правительств Российской Федерации – всероссийское общественное объединение (molprav.ru).

В общем контексте совершенствования работы с институтами гражданского общества и в соответствии с установкой Президента России, «вовлекать в общую работу непарламентские партии, готовые к конструктивному взаимодействию в интересах развития страны и регионов», можно рекомендовать создать при Председателе Государственного Совета РК «Консультативный Совет руководителей непарламентских партий».

В рамках реализации государственной информационной политики, эксперт предлагает Администрации Главы РК:

изучить вопрос о возрождении издания информационно-экспертного журнала Администрации Главы РК «Государственное и муниципальное управление в Республике Коми»; 

изучить и внедрить опыт ряда регионов РФ и Республики Беларусь по проведению Единого информационного дня ( Методические рекомендации по вопросам организации проведения Единого информационного дня в Чувашской Республике—  Порядок проведения Единого информационного дня в Чувашской Республике—  Составы информационных групп), Распоряжение Администрации Алтайского края от 24.03.2015 № 73-р «О едином Информационном дне в Алтайском крае»Единый информационный день на территории Алтайского края (altsmb.ru)Единый день информирования | Витебский Районный Исполнительный Комитет (vitebsk-region.gov.by)Идеологическая работа | Единый день информирования населения | О нас | Лидское ГУП ЖКХ (lida.by)Единый день информирования — Минский городской исполнительный комитет (minsk.gov.by);

внедрить практику по подготовки и представлению общественности комплекса ежегодных государственных докладов с целью повышения уровня информированности населения о деятельности органов государственной власти и государственных органов.  Подготовка и информационное сопровождение этих докладов должны осуществляться в рамках государственной региональной информационной политики (в настоящее время отсутствуют ее концепция, стратегия, программа). Доклады можно рассматривать и как своеобразные отчеты министерств перед населением – налогоплательщиками. Кроме того, их подготовка позволит Главе РК, органам государственной власти и управления в полном объеме и комплексе иметь реальную «картину» основных тенденций и процессов в развитии всех подсистем общественной жизни: экономической, социальной, политической и социогуманитарной. Эти доклады должны быть предварительно рассмотрены и утверждены на заседании Правительства и подписаны Главой республики или председателем Правительства Республики Коми. Возможно обсуждение проектов докладов в Общественной палате республики. О статусе, системе и механизме подготовки государственных докладов может быть принят специальный нормативный акт региона «О государственных докладах в Республике Коми», или «Положение о подготовке и распространении ежегодных государственных докладов в Республике Коми». В частности, в социогуманитарной сфере региона рекомендуется издавать следующий комплекс государственных докладов: «О развитии человеческого потенциала Республики Коми» (на основе опыта подготовки соответствующих докладов в Республике Башкортостан и Пермском крае); «Дети Республики Коми», «Молодежная политика в Республике Коми», «Старшее поколение в Республике Коми», «Семья и семейная политика в Республике Коми», «Здравоохранение в Республике Коми», «Образование в Республике Коми», «Развитии дошкольного образования в Республике Коми», «Культура в Республике Коми»,  «О положении инвалидов и государственной политике в отношении людей с ограниченными возможностями», «Развитие физической культуры и спорта в Республике Коми», «Демографическое развитие Республики Коми», «О качестве жизни населения Республики Коми», «О социальной защите и социальном обслуживании населения», «О развитии добровольчества (волонтёрства) в республике», «О государственной национальной политике и гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений», «Развитие туризма в Республике Коми», «Жилищное строительство в Республике Коми», «Жилищно-коммунальная политика в Республике Коми», «Государственная политика формирования здорового образа жизни», «О государственной политике занятости населения», «О научно-технологическом развитии республики».

Необходимо также представлять общественности государственные доклады о борьбе с преступностью, об эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления и ряд других. Кроме того, рекомендуется придать статус государственных ежегодным докладам о развитии гражданского общества в Республике Коми, докладам Уполномоченного по правам человека в Республике Коми. Таким образом, в системе государственного управления может быть создана структура государственных докладов  по развитию всех сфер, отраслей и основных государственных региональных политик.

Правительству республики рекомендуется:

актуализировать концепцию и активизировать функционирование Аналитического ситуационного центра при Главе РК. Возможно при этом объединить ЦУР и Ситуационного Центра в одной структуре и создать по опыту Вологодской области Центр информации и аналитики региона (ЦИАР).  По оценке Дмитрия Годунова – первого заместителя руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской, это «решает сразу несколько задач. Сейчас события развиваются очень быстро, поэтому и реагировать нужно быстро. ЦУР - это возможность быстро собрать и обработать информацию, а также оперативно реагировать, используя самые современные средства коммуникации. Ситуационные центры - это возможность подключить все необходимые ресурсы для решения комплексной проблемы. Считаю, что это правильное решение, которое является хорошим примером для других субъектов. Этот опыт надо тиражировать, а также проекты реализовывать на территории всей страны». Создание именно такой структуры также высоко оценено полномочным представителем Президента в СЗФО А.Гуцан. Услышать каждого: Вологодчина первой на Северо-западе запустила работу Центра информации и аналитики региона - Официальный портал Правительства Вологодской области (vologda-oblast.ru). Кроме того, необходимо иметь в виду, что функционал  структуры Центр управления регионом (ЦУР) несоответствует его номинации, поскольку центром управления регионом является Правительство республики;

с целью повышения уровня научного обеспечения задач общественно-политического развития, гармонизации общественных отношений в регионе провести республиканскую (с участием федерального научного и экспертного сообщества) научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы развития и повышения эффективности функционирования политической системы Республики Коми» или Актуальные проблемы  повышения роли и значения деятельности институтов гражданского общества в гармонизации общественно-политических отношений, в преображающем развитии Республики Коми;

осуществить поддержку научных исследований, ученых, научных сообществ, экспертов в сфере социологии, политологии, политтехнологи, партиологии, связей с общественностью, этнологии, культурологии, философии, медиалогии, государственного управления и др.;

создать экспертный Совет по проблемам общественно-политического развития (или «Клуб политологов») при заместителе Председателя Правительства РК курирующего вопросы общественно-политического развития региона;

изучить вопрос о возрождении издания информационно-экспертного журнала Администрации Главы РК «Государственное и муниципальное управление в Республике Коми»;

совместно с институтами гражданского общества и ОПРК изучить вопрос о создании института Народного Собора в республике. С этой целью можно изучить опыт деятельности Народного Собора Смоленской области при митрополите  Смоленском и Калининградском Кирилле).  Ссылка: Народный собор Смоленской области (patriarchia.ru), https://cloud.mail.ru/public/1sEb/KPY2mfZ8p.  Можно также изучить наши предложения о формировании Народного Собора в Республике Коми (по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/Rkxc/UdfSy3wam)

Как нам представляется, «Народный Собор»  - как один из институтов регионального открытого «большого правительства» совещательной демократии, может включать: 

подсистему местных муниципальных (городских, районных, сельских и поселковых) форумов (сходов), собраний территориального общественного самоуправления(ТОСов);

подсистему форумов различных категорий населения и институтов гражданского общества: форум женщин, людей старшего возраста (форум старейшин), форум молодежи, форум молодых семей, студенческий форум, образовательный форум РК, родительский форум, форум институтов гражданского общества, в том числе, ежегодный гражданский форум, съезды коми народа, партийные форумы, медиафорум РК, форум ассамблеи народов Республики Коми, форум Совета муниципальных образований РК, ежегодный Республиканский форум "Инновационный потенциал - будущее Республики Коми", добровольческий форум "Доброволец Республики Коми", бизнес-форум, республиканский финансовый форум «Финансовая грамотность: взгляд в будущее», V Межрегиональный интеллектуальный форум «Инновационный потенциал – будущее регионов», профессорское собрание республики и другие форумы, собрания;

подсистему «отраслевых» форумов, например, форумов работников лесопромышленного, агропромышленного комплексов, работников образования (образовательный форум), культуры, работников системы социального обслуживания населения, форум адвокатского сообщества, туристический форум РК, бизнес-форум РК и т.д. 

В институциональную структуру народного собрания может быть включена (по согласованию) Общественная палата РК, Коми региональное отделение ООД «Народный фронт «За Россию, «Коми войтыр»,Коми региональное отделение ВРНС,  Молодежный парламент РК, Молодежное правительство РК, Коми региональное отделение Ассамблеи народов РФ и другие общественные институты. На рассмотрение Народного Собрания  Республики Коми можно выносить наиболее актуальные проблемы региональной государственной политики, проекты законов, затрагивающих интересы большинства населения. Форумы могут проходить как с единой повесткой, например, вопросы духовно-нравственного воспитания, патриотического воспитания молодежи, формирования и реализация региональной государственной политики дезалкоголизации населения, проблемы ЖКХ, проблемы обеспечения в республике конституционных прав и свобод граждан, в том числе конституционного права граждан на достойную жизнь и свободное развитие, обсуждение проектов «народного бюджета», «народных программ», национальных проектов, так, и с различными проблемными повестками волнующими население городов и районов. Этот институт мог бы стать еще одной эффективной формой, обеспечивающей формирование солидарного общества в Республике Коми, постоянно - действующей системой и механизмом участия населения в государственном региональном управлении, обеспечения представительного общественного участия для решения актуальных проблем в сфере социально-экономического, политического и гуманитарного, духовно-нравственного развития республики. 

Рекомендуется совместно с Общественной палатой провести информационную и организационно-методическую работу с Главами органов МСУ и представительными органами МСУ по официальному преобразованию общественных Советов МСУ в Общественные палаты городов и районов. Этот процесс осуществлен в большинстве субъектов РФ.

Рекомендуется изучить опыт ряда субъектов и принять решение о ежемесячном проведении единых информационных дней по наиболее актуальным, интересующим общественность региона проблемам, как диалоговую, информационную форму коммуникаций с населением, с участием членов Правительства, массовым участием государственных и муниципальных служащих.  

Рекомендуется изучить положительный опыт Архангельской области по функционированию института общественного представителя высшего должностного лица региона в муниципальных районах, муниципальных округах и городских округа области. Данный институт действует в Архангельской области с 2008 года и, по оценке руководителей региона и экспертов, «является эффективным механизмом взаимодействия власти и общества, проводником между властью и населением, обеспечивая «обратную связь» высшего руководства региона с районами и городами, донося информацию о проблемах и вопросах, которые волнуют жителей конкретных муниципальных образований».       Общественные представители помогают Губернатору региона в реализации его полномочий в сфере социально-экономического и общественно-политического развития Архангельской области, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, обеспечивают прямую связь между жителями Губернатором Архангельской области. Заметим, что краткая информация об этом опыте размещена на сайте Общественной палаты республики. Экспертное мнение: Общественный представитель высшего должностного лица региона в муниципальных районах, муниципальных округах и городских округах как общественный институт (на примере Архангельской области) | Общественная палата Республики Коми (rkomi.ru)

Рекомендуется  изучить опыт Республики Татарстан по реализации проекта по публичному формированию  целей и задач  исполнительных органов власти и общественному контролю за их исполнением, который направлен на всеобъемлющий охват различных направлений деятельности, открытость процесса формирования и исполнения задач и целей, привлечение как экспертного сообщества, так и населения региона Публичное формирование целей и задач исполнительных органов власти и общественному контролю за их исполнением (tatarstan.ru).

 

Рекомендуется использовать опыт Республики Башкортостан по созданию и функционированию единого регионального портала для вовлечения граждан в деятельность органов власти субъекта «Голос Республики Башкортостан», как эффективного «коммуникационного» механизма между гражданами, властью. О проекте (bashkortostan.ru). В структуру стратегии общественно-политического развития входит «системокомплекс» критериально-индикативных подсистем оценки эффективности реализации стратегии общественно-политического развития республики в целом, а также, критериально-индикативные подсистемы оценки эффективности стратегий развития основных институтов политической системы и государственных субполитик, качество функционирования политических институтов (институтов региональной политической системы).

К основным критериям и показателям эффективности общественно-политического развития региона можно отнести: общий  общественно-политический фон (спокойный, кризисный, предкризисный и др.), социально-политический климат  в региональном обществе, общественно-политическая обстановка (спокойная, напряженная, предконфликтная, конфликтная), устойчивость общественного согласия и прочность гражданского мира, общественно-политическая стабильность, интегральный индекс социально-политической устойчивости, уровень конфликтогенности общественно-политической ситуации, уровень («градус») социально-политической напряжённости, протестной активности и протестных настроений, уровень легитимности органов исполнительной и законодательной власти, МСУ, институтов гражданского общества, уровень доверия власти и институтам гражданского общества, уровень поддержки на выборах,  общественная поддержка главы РК, эффективность консолидации элиты / урегулирования внутриэлитных конфликтов, эффективность отношений с федеральным центром: продвижение региональных интересов и поддержка региональных инициатив в федеральном центре; реализация требований федерального центра в регионе, общественно-политическая активность, в том числе, индикаторы цифрового политического участия как  современной формы  политической активности (подписание петиций на цифровых платформах, активность в социальных сетях, микроблогах, подкастинг), показатели развития электронного сотрудничества граждан с государственными и муниципальными органами власти, политической цифровизации, развития цифровой  демократии, формировать и развития социальной активности в форме сетевого гражданского участия в осуществлении публичной власти; хэштег-активизм, уровень и динамика вовлеченности граждан в деятельность цифровых платформ обратной связи органов власти с гражданами, уровень вовлеченности граждан в волонтерскую деятельность, уровень вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций и др.

К показателям эффективности реализации стратегии общественно-политического развития относится также, перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  изложенный в Указе Президента России «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 4 февраля 2021 года. Указ об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации • Президент России (kremlin.ru) Как справедливо отмечает известный российский политолог А.И. Соловьев «этим указом Президент РФ напрямую поставил перед региональными элитами задачу вовлечения общества в формирование такой общественной повестки, которая будет инструментом непосредственного позиционирования народа как суверена власти, структурировать общественное мнение, способствовать политической идентификации граждан, покажет рациональные основания неравенства, продемонстрирует то или иное отношение к институтам власти [Соловьев А.И. 2019. Политическая повестка правительства, или зачем государству общество. – Полис. Политические исследования. № 4. С. 8-25]

Как мы полагаем, одной из интегральных  оценок эффективности реализации стратегии общественно-политического развития может быть формирование желаемого (надлежащего) общественно-политического образа республики. Предлагаются для обсуждения следующие варианты формулировок желаемого общественно-политического образа  Республики Коми:

Республика Коми - регион, в котором  органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества   осуществляется системная работа по созданию условий для  развития человека, как высшей ценности, «меры всех вещей», на основе эффективной, системной гуманитарной политики, развития науки, культуры, образования, здравоохранения, политики здорового образа жизни, заботы о молодежи и старшем поколении, преемственности и солидарности поколений,  повышения качества и уровня  жизни, улучшения условий труда, укрепления института семьи, интеллектуализации и духовно-нравственного развития и воспитания, формирования и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей;  регион, в котором реализуются принципы социальной справедливости, социального гуманизма, социальной сплоченности.

Республика Коми - субъект Российской Федерации, в котором созданы  благоприятные общественно - политические условия для гармоничного интегративного социально-экономического, духовного, культурного преображения и процветания  республики  в XXI  веке: эффективно функционирующая демократическая политическая система обеспечивающая устойчивое  демократическое общественно-политическое развитие, гражданский мир, межнациональное согласие, социальную сплоченность и социальную  солидарность, защиту и реализацию конституционных прав и свобод граждан, их активное участие в государственном управлении и местном самоуправлении. 

Республика Коми – регион, в котором созданы условия равных возможностей для самореализации и жизненного успеха каждого жителя республики, независимо от его социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания и места жительства.  

Республика Коми – многонациональный, поликонфессиональный  субъект Российской Федерации, в котором создан  благоприятные условия, обеспечивающие гармоничное  развитие межнациональных и межконфессиональных отношений.

Республика Коми – человеко-ориентированный регион; регион, в котором целевым вектором интегративного стратегического развития является человеческое счастье; регион, в котором, органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляется системная работа по созданию условий для развития человека, как высшей ценности, «меры всех вещей» на основе реализации системной региональной гуманитарной макрополитики (антропополитики); регион, в котором реализуются принципы социальной справедливости, социогуманизма, преемственности поколений, солидарности, социальной сплоченности, обеспечивается сохранение культурного разнообразия и поддержка межкультурного диалога, гражданский мир, межнациональное и межконфессиональное согласие, реализация конституционных прав и свобод граждан, их активное участие в государственном управлении и местном самоуправлении на основе использования инновационных, интеллектуальных, креативных  политических и гуманитарных технологий, в том числе, технологий государственного и муниципального  цифрового  управления, электронной демократии. 

Эксперт рассматривает данный материал, подготовленный к 102 годовщине Республики Коми,  как первоначальный вариант экспертной деятельности по проектированию концепции стратегии общественно-политического развития и предлагает его для обсуждения партийной общественности, экспертному сообществу и органам государственной власти РК.

 

Общественная приемная

Последние новости