Республика Коми
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Экспертное мнение: «Гуманистический управленческий кодекс Президента России в контексте обновления Конституции России 21 века, формирования человеко-ориентированного российского государства»

18 июня 2020, 17:20
Материал эксперта Коми Регионального отделения Партии «Единая Россия» Владимира Теребихина.

Как мы уже сообщали, экспертом Партии, кандидатом философских наук, политологом Владимиром Теребихиным подготовлена и издана уникальная для российской политологической литературы, электронная книга «Владимир Путин: главное для нас - это люди». Это своеобразная энциклопедия политических установок суждений и оценок Президента об истории России, ее социогуманитарном развитии, преображении.

Сущностным ядром, сквозной линией всей совокупности  политических установок Президента России, основой его государственных политических решений, и высших критериев эффективности политического управления, является по оценке эксперта, человеко-ориентированный, «гуманистический управленческий кодекс Главы государства российского», основанный на  основополагающей конституционной установке: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». 

В издании  «Владимир Путин: главное для нас – это люди»,  на основании анализа программных установок, позиций, суждений, человеко-ориентированных стратегических, нормативных документов, управленческих решений Президента РФ эксперт выделил систему политических установок главы государства российского, номинированную автором как  государственно-управленческий  «гуманистический кодекс» Президента России. Его содержательный каркас включает в себя следующий системокомплекс ценностно-критериальных управленческих установок:

  • «Главное для нас - это люди, самые простые рядовые граждане, проживающие в городах, на всей необъятной нашей территории»;
  • «Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России»;
  • «Источником благополучия и процветания России является народ. Государство же обязано сделать так, чтобы это было не на словах, а на деле»;
  • Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов власти или как на хозяйственный организм. Но Россия – это, прежде всего, люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь – главная задача власти. Любой!;
  • «В сердце нашей философии должно быть развитие человека, развитие моральное, интеллектуальное и физическое»;
  • «Развитие человека – это и основная цель, и необходимые условия прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе – наш абсолютный национальный приоритет";
  • «Сейчас хотел бы обратить ваше внимание на самое главное. А что у нас самое главное – конечно, особое внимание следует уделить решению задач в области образования, здравоохранения, жилищной политики, экологии, то есть, в тех сферах, которые прямо влияют на благополучие людей, на социальное, демографическое развитие»;
  • «Мы должны создавать гармоничные условия для развития человеческого потенциала нашей страны как главного залога национального успеха и прогресса»;
  • «Основной приоритет государства – это выполнение социальных обязательств перед гражданами»
  • «Оценивать результаты проделанной работы надо не по количеству снятых с контроля поручений или по объёму написанных отчётов – это у нас делать умеют, научились. Люди должны почувствовать реальные перемены к лучшему. Должны почувствовать, например, что стало проще создавать своё дело, устроить ребёнка в детский сад, переехать в новое, более комфортное жильё, получить качественную медицинскую помощь»;
  • «Людей  … не обманешь. Они остро чувствуют лицемерие, неуважение к себе и любую несправедливость. Их мало интересует бюрократическая волокита, бумажная текучка. Для людей важно, что реально сделано и как это улучшает их жизнь, жизнь их семей. И не когда-нибудь, а сейчас».
  • «Стремление работать для общего блага, заботиться о судьбе страны, её будущем – самая надёжная основа для успешного решения стоящих перед нами задач».
  • «Мы должны и дальше открывать широкие возможности для успеха и самореализации каждого человека»
  • «Роль, позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощности, - а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Поэтому в основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв»
  • «Что должно быть приоритетом для нас? Повторю: считаю главным, ключевым фактором развития благополучие людей, достаток в российских семьях».
  • «Нам важен и ценен каждый человек, чтобы он чувствовал свою востребованность, прожил долгую и, главное, здоровую жизнь, радовался внукам, правнукам, чтобы дети выросли и стали успешными в сильной, динамичной, успешной стране, которая выходит на новые рубежи развития».
  • «Новое качество жизни, благополучие, безопасность, здоровье человека – вот, что сегодня главное, вот, что в центре нашей политики. Наш ориентир – это Россия для людей, страна возможностей для самореализации каждого человека».
  • «Для нас сейчас главное – это люди, их жизнь. Иной выбор для нашего народа неприемлем. ….Сохраним, сбережём людей. А всё остальное приложится»
  • «Мы намерены строить нашу политику вокруг человека, его благополучия, интересов и запросов. Убеждён, только та страна может быть сильной и успешной, где люди могут в полной мере реализовать все свои способности».
  • «Сейчас мы приступаем к реализации новых национальных проектов. Их главная задача, смысл – в том, чтобы добиться позитивных перемен для каждого человека, развивая здравоохранение, образование, транспортную инфраструктуру, создавая новую благоустроенную среду для жизни в городских и сельских территориях».
  • «Внимание к проблемам здравоохранения, образования, обеспеченности жильём должно быть, безусловно, выше, должно быть неослабным и постоянно находиться в центре нашего внимания. На всех уровнях власти нужно строить работу так, чтобы интересы и нужды, запросы людей всегда стояли во главе угла, в том числе в ходе реализации будущих крупных инвестиционных проектов».
  •  «Наша задача – обеспечить высокие стандарты жизни, равные возможности для каждого человека, причём на всей территории страны. Именно на достижение такой цели направлены национальные проекты, все наши планы развития».
  • «Всё, в конечном счёте, решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, посёлке».
  • «Величие России неотделимо от достойной жизни каждого гражданина. В этой гармонии сильной державы и благополучия людей вижу основу нашего будущего».
  • «Сильную, благополучную, современную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей, к мнению народа».
  • «Каждый наш шаг, новый закон, государственную программу мы должны оценивать, прежде всего,  с точки зрения высшего национального приоритета – сбережения и приумножения народа России».

 

Представленные выше основополагающие гуманистические установки Президента реализуются в практической деятельности Главы Российского государства.

Как отмечается в книге, за время государственной деятельности В.В. Путина, важнейшими достижениями в гуманитарной сфере, сфере человеческого развития, важнейшими достижениями являются:

  • Продолжительность жизни россиян, как самый основной и наиболее точный показатель качества жизни достигла своего исторического максимума за все годы статистических наблюдений  за всю тысячелетнюю историю России. Мы добились самой высокой за всю историю России, тысячелетнюю историю я имею в виду, продолжительности жизни – более 71 года.К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран «80 плюс», где продолжительность жизни превышает 80 лет.
  • С 2016 года, согласно докладу Программы развития ООН «О человеческом развитии», Россия вошла  в совокупную группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития»
  •  «Майским Указом» 2018 года Главы государства были утверждены национальные цели развития, которые  реализуются с помощью 12 национальных проектов. На их финансирование до 2024 года предполагается направить 26.5 трлн. рублей. При этом, общий объём средств на реализацию четырех социогуманитарных нацпроектов  «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука»  на период 2019-2024 годов составит 6,6 трлн.  рублей, из них ассигнования федерального бюджета – 5,4 трлн. рублей.  По оценке Президента России - «таких денег никогда целевым образом мы не выделяли на достижение общенациональных задач»

 

 В издании  также приводится широкий комплекс и других сущностных,  позитивных, качественных индикаторов развития человеческого потенциала в России и качества жизни россиян за последние 20 лет новейшей истории государства российского. 

 

   Эксперт отмечает, что гуманистический управленческий кодекс Президента России системно применяется В.В.Путиным при  осуществлении государственной политики  борьбы с новой коронавирусной инфекцией.

    Ее  высшей целью и главным, абсолютным приоритетом, согласно «человекоцентрированной» политической установке Президента, является,  защита жизни и здоровья людей их  безопасности.

  • «Для нас сейчас главное – это люди, их жизнь. Сохраним, сбережём людей. А всё остальное приложится»;
  • Для каждого из нас самое дорогое – это жизнь, здоровье близких, безопасность родителей и детей;
  • Вы знаете мою позицию, она неизменна. Главное для нас – это жизнь, здоровье, безопасность людей;
  • Мы выбрали путь сбережения жизни и здоровья людей и вместе здесь уже многого добились, многое сделали и многое одолели
  • Реализуя меры по борьбе с эпидемией, нам нельзя забывать, что столь же важно, сохранение рабочих мест и доходов граждан. Это общий приоритет для Правительства, регионов, бизнеса;
  •   С самого начала мы приняли принципиальное решение помогать, прежде всего, людям, нашим гражданам, которые нуждаются в этой поддержке.
  • Ключевым критерием поддержки бизнеса, системообразующих предприятий также стало сохранение занятости и заработных плат, доходов сотрудников.
  • Наша главная задача – максимально снизить риски дальнейшего роста безработицы и здесь также сработать на опережение. Ведь квалифицированные кадры, так же как и созидательная энергия самих предпринимателей, – это капитал развития страны. И нам его необходимо сберечь»

 

Эти и другие основные гуманистические, политико-управленческие установки Президента успешно реализуются на практике

           Во-первых, осуществляется  целый комплекс мер поддержки доходов граждан.

               Позиции и оценки Президента России:

  • Напомню, когда принимались самые первые шаги по борьбе с эпидемией, мы понимали, что вынужденные ограничения – как и во всём мире – неизбежно скажутся на деловой активности, экономике, бизнесе, а значит, и на доходах, благополучии людей. Поэтому нужно было решать две задачи – защитить безопасность людей, сработать на опережение; в целом нам это удаётся сделать. Необходимо было сбить развитие эпидемии и минимизировать, сгладить её негативные социальные и экономические последствия.
  • Логика наших действий была в том, чтобы в первую очередь поддержать граждан, особенно семьи с детьми, обеспечить занятость, помочь предпринимателям сохранить рабочие места и трудовые коллективы.
  • Все пакеты мер принимались обоснованно и последовательно, с учётом развития обстановки и ситуации в экономике, на рынке труда. Объёмы и время предоставления поддержки рассчитывались так, чтобы это было максимально эффективно, чтобы помощь поступала тем, кто в ней особенно нуждается. Такой подход исключал любой популизм. Действовал принцип адресности, учёта конкретных жизненных ситуаций, с которыми столкнулись люди.
  • Серьёзные меры были приняты, чтобы поддержать тех, кто временно потерял работу. Особенно если это родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей.
  • Большое внимание уделено поддержке самозанятых граждан. Сейчас им возвращаются налоговые платежи, которые они уплатили в прошлом году, а также предоставляется налоговый капитал для выплаты налогов в текущем году.
  • Среди востребованных мер назову безвозмездные субсидии на поддержку занятости (в мае и июне), которые направляются предприятиям пострадавших отраслей. Для таких предприятий также запущены программы льготного кредитования. Кроме того, льготные кредиты предоставляются и системообразующим компаниям, оказавшимся в сложной ситуации. Просил бы сегодня подробно рассказать, сколько граждан и предприятий воспользовалось этими мерами поддержки.
  • И наконец, было очень важно, чтобы люди и в нынешней, непростой ситуации не откладывали свои планы, в том числе и такие насущные для семьи, для каждого человека, как приобретение жилья, а напротив, получили здесь дополнительные возможности. Поэтому мы предусмотрели программу льготной ипотеки по ставке 6,5 процента, посмотрим, как она работает, что здесь нужно донастроить
  • За то время, с которого мы начали заниматься борьбой с пандемией, произошли серьёзные события, и в целом, хотел бы это подчеркнуть, нам всем вместе удалось решить главную задачу – не допустить взрывного характера развития ситуации по негативному сценарию. Это позволяет нам возвращаться к нормальной жизни. Обстановка, как видим, постепенно стабилизируется. Поэтому нам нужно вместе с вами ещё раз вернуться к совместной работе над поправками в Конституцию».

 

Деятельность Правительства РФ по реализации гуманистических установок Президента РФ:

  • Семьи с детьми в возрасте до трёх лет получили право на ежемесячные выплаты по 5 тысяч рублей в апреле, мае и июне. Средства уже перечислены родителям 4 миллионов 200 тысяч детей.
  • На детей в возрасте от трёх до 16 лет введена единовременная выплата в размере 10 тысяч рублей, и помощь уже получили родители 19 миллионов 800 тысяч детей.
  • Дополнительные меры приняты и для поддержки малообеспеченных семей. Увеличен минимальный размер пособия по уходу за ребёнком до полутора лет. Теперь 6752 рубля ежемесячно будут получать 540 тысяч семей. Такие пособия предназначены родителям, которые до рождения ребёнка либо не работали, либо получали небольшую заработную плату.
  • С 1 июня для малообеспеченных семей начались ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трёх до семи лет. Пособия назначаются регионами, но основные подходы и нормативные решения были разработаны на федеральном уровне. Это позволило родителям по всей стране обращаться за пособием дистанционно, без сбора дополнительных справок. Выплаты по половине прожиточного минимума на ребёнка уже сейчас получают родители свыше 688 тысяч детей.
  • Дополнительная поддержка предоставляется семьям с детьми, где один или оба родителя остались без работы: 280 тысяч безработных граждан у нас уже сейчас получают доплаты по 3 тысячи рублей на 450 тысяч несовершеннолетних детей.
  • На прошлой неделе было подписано постановление, которое распространило эту доплату на всех безработных. То есть в течение июня, июля, августа по 3 тысячи на каждого ребёнка будут получать все безработные вне зависимости от даты постановки на учёт. По нашим подсчётам, доплаты будут начислены ещё 650 тысячам родителей более чем 1 миллиона детей.
  • С марта до конца года максимальное пособие по безработице устанавливается в размере минимального размера оплаты труда.
  • До 1 октября увеличен до уровня прожиточного минимума размер пособий для индивидуальных предпринимателей, которые прекратили свою деятельность. Пособия по этой категории безработных будут назначаться на три месяца. Соответственно, граждане будут получать их в максимальном размере.
  • В мае – июле в три раза увеличено минимальное пособие по безработице: с 1,5 тысячи до 4,5 тысячи рублей. Центры занятости на данный момент проводят перерасчёт тем, кто уже встал на учёт и в мае получал пособие в меньшем размере. Кроме того, по истечении срока выплаты пособия оно может быть продлено на три месяца, при этом максимальный срок продления будет не позднее чем 1 октября 2020 года.
  • На 1 июня в Российской Федерации, по предварительным данным Росстата, у нас безработных более 4,5 миллиона человек. За два прошедших месяца численность безработных увеличилась на 1 миллион 50 тысяч человек. В центрах занятности официально зарегистрировано в качестве безработных 2424 тысячи наших граждан, и с середины апреля до конца мая в среднем в неделю мы регистрировали порядка 220–250 тысяч наших граждан. В июне, за первые две недели июня, этот показатель составил порядка 150 тысяч человек в неделю. Таким образом, мы видим, что у нас рост численности официально зарегистрированных безработных замедлился. Сейчас каждый второй гражданин, оставшийся без работы, охвачен мерами государственной поддержки.

Уже третью неделю подряд, мы видим, замедляется прирост числа организаций, которые планируют увольнение или перевод работников на неполную занятость. Мы видим достаточно стабильный рост числа вакансий. Сейчас на портале «Работа в России» предоставляется около 1 миллион 200 тысяч вакансий.

  • В июне также активизировался найм сотрудников. В среднем за неделю мы видим, что у нас трудоустраивается свыше 300 тысяч человек. При этом на прошедшей неделе количество уволенных и принятых на работу граждан практически сравнялось.
  • С учётом всех вышеизложенных факторов, как я и докладывал ранее, пик по численности официально зарегистрированных безработных мы планируем пройти в III квартале, при этом полную стабилизацию ситуации на рынке труда планируем в IV квартале 2020 года.

                             

Реализация Правительством России решенийПрезидента РФ (по оценкиОНФ):

  • Меры поддержки семьи, выплаты на детей до трёх лет…. мера очень востребована. По нашим данным, 81,5 процента обратившихся получили одобрение этой меры, получили выплаты до трёх лет. Единственная проблема, которая здесь есть, – это то, что часть людей восприняли меру поддержки как до трёх лет включительно. То есть когда прозвучало, что три года, мы видим, порядка 7 процентов тех, что подали заявление. Важно, чтобы там прозвучал не простой отказ, а они были бы перенаправлены на меры поддержки от трёх до шестнадцати. Вот единственная проблема, которая здесь существует. В остальном мера, повторюсь, очень востребована и работает.
  • Вторая мера – это выплаты от трёх до семи лет. Здесь есть единственная сложность, это у нас на 1 июня были цифры, там было 69 процентов, которые находились в режиме ожидания этой меры, от трёх до семи лет. Эта цифра сейчас снижается.  Но есть ощущение, что пока люди чувствуют, что там есть некоторая задержка с этой выплатой – от трёх до семи. Также мера сама по себе очень востребована и работает.
  • И наконец, выплата от трёх до шестнадцати – здесь всё очень хорошо, 85 процентов опрошенных сказали, что воспользовались. Проблем с этой выплатой – от трёх до шестнадцати – мы не видим.
  • Следующий блок – это меры поддержки МСП. Здесь мы смогли дотянуться до 3,5 тысячи субъектов МСП и посмотрели практически в 85 субъектах эти меры поддержки. Самая востребованная – это гранты на выплату заработной платы, 52 процента обращались из тех, кого мы опрашивали, и 46 процентов, принявших участие, сказали о том, что эта мера в значительной степени позволяет им решить зарплаты сотрудников. То есть эта мера работает, здесь всё очень позитивно.
  • Вторая мера – это льготные кредиты под ноль процентов. Здесь мы фиксировали большое количество отказов, то есть 76 процентов сказали нам о том, что были отказы банков по разным причинам, но, соответственно, эта мера натолкнулась здесь на некую проблематизацию.
  • Следующая мера – льготные кредиты под 2 процента. Мы ещё не мониторили их реализацию с учётом того, что они только с 1 июня, но ожидания от них были самыми высокими. Когда мы проводили опрос, кредиты под 2 процента – это очень и очень востребованная мера. И там ещё многие другие меры, как мораторий на банкротство – это тоже очень хорошо работает, там только 0,3 процента сказали нам о том, что возбуждалось банкротное производство. Все остальные сказали, что всё здесь в порядке.
  • Самозанятые – это большая категория. 9 тысяч человек мы смогли вместе YouDo опросить, к сожалению, только 23 субъекта, которые, как мы понимаем, являются пилотными по самозанятым. Здесь мы смотрели ожидания, то есть более 50 процентов опрошенных сказали, что налоговый вычет и возврат налога, уплаченного в 2019 году, рассматривается ими как стимул оставаться в режиме самозанятости. Вообще, налоговый вычет фактически закрывает до 66 процентов самозанятых вопрос налогов в 2020 году. То есть это очень эффективная и важная для них мера.
  • Выплаты медицинским работникам…. Здесь очень хорошая динамика, практически 98 процентов у нас уже урегулированы все выплаты, мы в рабочем режиме ежедневно оставшееся небольшое количество сигналов, которые к нам приходят, направляем и в Минздрав, и в регионы Российской Федерации. Там созданы комиссии, на которых регулирование производится.
  • И последнее, по безработным. Для тех, кто потерял работу с 1 марта, у нас есть только одна проблема здесь, которую мы видим, мера также работает, она востребованна, порядка половины заявителей сказали о том, что у них требовали дополнительные документы при подаче. То есть это должно работать в цифровом виде, а с них в регионах запрашивали дополнительные справки. Так как, соответственно, сейчас карантин во многих субъектах Федерации, не всегда можно забрать трудовую книжку, если ты потерял 1 марта работу, не всегда можно получить справку с места работы, поэтому здесь тоже были случаи. Их сейчас становится меньше, работа ведётся, всё нормально, но такие случаи были.

 

  Руководствуясь гуманистическим управленческим кодексом, Президент внес системокомплекс» (более 50) взаимосвязанных и взаимоувязанных, человеко-ориентированных поправок – новелл  в Конституцию России,  касающихся важнейших социальных вопросов  нашего жизнеустройства,  как органичной части общей социальной государственной стратегии России, как важнейшего условия формирования российского человеко-ориентированного  государства.

   Решение о переносе даты  всероссийского всеобщего голосования по поправкам в Конституцию с 25 марта  на 1 июля 2020 года Президент России принял исходя из основного, главного гуманистического приоритета – «сохранения жизни и здоровья наших граждан».  Назначив  дату  голосования на 1 июля,   В.В.Путин  исходил из того, что «по мере улучшения ситуации с этой пандемией мы, конечно, возвращаемся к нормальной жизни, в том числе должны подумать и о дальнейшей работе над поправками в Конституцию…. 

Эксперт считает, что внося на всенародное голосование комплекс социальных поправок, Глава государства российского обеспечивает достижение цели упрочения, совершенствования конституционных основ и улучшения качественных характеристик социальной государственности в России, повышение уровня гарантированности прав и свобод позволяющих поддерживать достойное существование; доступности  социальной поддержки для всех членов общества; гарантированности и ответственности государства за обеспечение и проведение политики, направленной на достижение достойного уровня социального и материального благополучия для всех граждан, увеличение охвата населения Российской Федерации политикой социального государства, формирования более эффективной, человеко-ориентированной, социогуманитарной системы государственного управления.

  Предложенные Президентом социальные поправки, устанавливают базовые принципы социального государства. Они ужесточают  обязательства государства  перед своими гражданами, свидетельствуют о том, что в центр  государственной политики, российского государства поставлен человек, личность, что это и есть закрепление в основополагающем документе «народных представлений» о желаемом образе государства в котором мы живем», это ответ Президента России на запрос жителей об актуально необходимой  социогуманитарной модернизации  страны, ее социального преображения.

 Эксперт в полной мере согласен с  выводом  секретаря Генерального Совета партии «Единая Россия» Андрея Турчака о том, что «пожалуй, впервые в нашей стране социальные гарантии прописываются в основном законе с такой детальной точностью».

  При этом, такая «детальная точность» - «позитивизация в основном законе наиболее важных социальных гарантий» (А.Клишас), является распространённым и зарекомендовавшим свою эффективность правовым механизмом в практике многих стран. Поэтому, конституционное закрепление и последовательное расширение действия принципа социального государства представляет собой общемировую тенденцию, с которой в полной мере солидарна и Российская Федерация.

  Экспертом сделан вывод о том, что если поправки в Конституцию будут приняты, российское общество получит действительную, реально функционирующую модель социального государства.  Конечно же, и сегодня основной закон страны позволяет реализовывать многие социальные гарантии для граждан.  Но, после появления в нем норм прямого действия (а нормы Конституции являются именно такими нормами), граждане получат полную гарантию их реализации. Кроме того, практическая реализация, обеспечение  социальных гарантий, зафиксированных в Конституции и имеющих прямое действие, обеспечивается возросшими экономическими возможностями страны. Поэтому основной закон страны станет ещё и основным социальным документом, своеобразным высшим «Социальным кодексом, доктриной государства российского».

Эксперт полагает, что принятие и реализация поправок обеспечит практическое осуществление   основополагающих  конституционных статей, в том числе ст. 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» и. ст.7 «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Как полагает Президент России  «предложенные изменения в Основном законе закрепляют государственные гарантии адресной социальной поддержки. Обязательную, не реже раза в год, индексацию пенсий и пособий. При этом минимальный размер оплаты труда, из величины которого рассчитываются многие выплаты, не может быть ниже прожиточного минимума. Всё это нормы прямого действия, которые должны работать на годы вперёд, чтобы люди были уверены в будущем, чтобы нуждающиеся в помощи были окружены особой заботой и вниманием, получали необходимую, достаточную поддержку».

 Действительно, предлагаемые изменения в Конституцию РФ, по мнению экспертного сообщества,  позволят существенно повысить и защитить социальные права граждан, не допуская "заморозки" «корреспондирующих обязанностей государства». Закрепление в Конституции РФ социальных обязательств государства не допускает возможность их искажения или «корректировки»  законом, При этом "размышления о "декоративности" предлагаемых мер являются спекулятивными.

«Все, что было предложено в качестве поправок в Основной закон, вносилось исключительно для того, чтобы в будущем не было возможности изменения важнейших принципиальных подходов в российском законодательстве», считает секретарь Общественной палаты России Лидия Михеева.

Безусловно, также, что их осуществление окажет положительно влияние на достижение одной из сущностных национальных целей -  повышение качества жизни граждан. По сути, поддерживая обновление Конституции в целом, мы создаем четкие, конкретные,  правовые условия и гарантии  повышения  качества жизни  граждан во всем ее многообразии, в том числе,  создания условий для всестороннего развития человека. Важно и то, что социальные поправки не являются чем-то недостижимым. Для реализации положений каждой из поправок, предложенных Президентом Российской Федерации, у государства имеются необходимые ресурсы. 

Более того, констатирует Президент РФ «некоторые вещи мы уже имплементируем в жизнь даже до принятия поправок в Конституцию, и это говорит о том, что те поправки, которые предлагались… востребованы, просто абсолютно востребованы условиями нашей сегодняшней жизни».

 И эту новацию в практике конституционализма, «правовой феномен», когда поправки ещё не вступили в силу, но они уже определяют содержательное наполнение законодательства, особенно социального законодательства, заметило большинство граждан. 

В представляемом общественности материале приводятся обобщенные оценки авторитетных экспертов об актуализации «возвышения» социального блока поправок на конституционный уровень в условиях распространения эпидемии коронавируса.  Действительно, сложившиеся обстоятельства  новой реальности предоставили гражданам  шанс на личном опыте убедиться в необходимости обновления Основного закона. «Граждане на личном примере увидели, насколько эти поправки социального блока актуальны» (доктор юридических наук А.Брод). Пандемия и ее последствия позволяют проверить работу инициированных поправок еще до официального их принятия, что, безусловно, способствует росту количества граждан, желающих закрепить новые нормы в Конституции».

  Эксперт поддерживает интегральный вывод известного российского конституционалиста, доктора  юридических наук Андрея Клишаса о высшей цели  вносимых Президентом России конституционных новелл, а именно, что, «задача поправок – повышение качества жизни людей», что эти поправки в конечном итоге не про тот или иной уровень власти, не про распределение полномочий, они про то, как с помощью всего этого – с помощью изменения полномочий парламента, наделения органов местного самоуправления дополнительными полномочиями, уточнения функций правительства, с помощью более точного распределения предметов ведения между субъектами – повысить качество жизни людей". 

Эксперт считает, что с этим выводом, как показывают итоги изучения общественного мнения, согласны большинство граждан страны, что, безусловно, обеспечит всестороннюю общественную поддержку всех конституционных новелл.

Общественная приемная