Республика Коми
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Экспертное мнение: «К вопросу о критериях и показателях осуществления и эффективности государственной политики противодействия распространению новой коронавирусной инфекции и смягчению ее последствий»

20 мая 2020, 11:43
Материал эксперта Коми Регионального отделения Партии владимира Теребихина.

· «Бедствия не являются исключительно злом: наряду с разрушительными и пагубными функциями они играют и конструктивную положительную роль в истории культуры и творческой деятельности людей. Пока люди таковы, каковы они есть, катастрофы являются великими воспитателями человечества»

П.А.Сорокин - выдающийся макросоциолог 20 века

· «Пандемия коронавируса это хороший тест на эффективность системы государственного управления».

О. В. Гаман- Голутвина - Президент Российской ассоциации политической науки,доктор политических наук, научный руководитель Высшей партийной школы,

· «Для нас сейчас главное – это люди, их жизнь. Иной выбор для нашего народа неприемлем. ….Сохраним, сбережём людей. А всё остальное приложится»

 

В.В.Путин – Президент России

28 апреля на сайте Коми регионального отделения Партии был опубликован экспертный материал «О государственной политике противодействия распространению новой коронавирусной инфекции и смягчению ее последствий: некоторые идеи к проектированию модели политики, направления и формы ее практической, реализации» подготовленный политологом, кандидатом философских наук, экспертом Партии, членом Общественного Совета при Государственном Совете РК Владимиром Теребихиным. ( https://komi.er.ru/news/2020/4/28/ekspertnoe-mnenie/)

В представленном общественности республике экспертном материале отмечалось, что в настоящее время в России и ее регионах в условиях новой кризисной, уникальной для страны и мира «вирусной реальности» – пандемии новой коронавирусной инфекции, оказывающей многомерное негативное влияние на развитие всех сфер и подсистем общественной жизни, идет процесс формирования основ новой государственной политики в общей структуре, системе государственного управления, Ее структуирование проходит в процессе практической реализации, что называется «прямо с колес». Однако, пока эта многомерная и многосубъектная деятельность не имеет номинации и статуса государственной политики. Кроме того, в названиях различных официальных документов федеральных органов государственной власти отмечается отличия в номинации этой деятельности: меры «противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в регионах Российской Федерации», меры «по борьбе с коронавирусной инфекцией», меры «по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции.

При этом, эксперт считает, что борьба с коронавирусной инфекцией, или противодействие распространению коронавирусной инфекции является важной, но далеко не исчерпывающей частью государственной политики. Судя по декларируемым целям и задачам правительственных мер, ее содержание шире, чем только «противодействие распространению». Ее важным, составным целевым и содержательным компонентом является деятельность по смягчению комплекса негативных последствий и выход по всем основным социоэкономическим индикаторам, позициям на «доинфекционный» период и начало прорывного развития страны.

На основе изучения политических установок Президента России, деятельности Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов России, институтов гражданского общества в регионах, практики ряда государств по противодействию коронавирусной инфекции, теории и практик государственного управления деятельность по противодействию коронавирусу эксперт предложил номинировать как «государственную политику противодействия распространению новой коронавирусной инфекции и смягчению ее последствий». По мнению эксперта, такая ее номинация и официальный статус, в полной мере соответствует системности предпринимаемых мер органами государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества, (включая и участие ОПРФ, региональных палат) в противодействии пандемии («заразы коронавирусной» (В.Путин), «гибельного поветрия на ны движимаго» (РПЦ, Патриарх Кирилл), а также, масштабности ее распространения по стране, глубине и многомерности ее негативных последствий, прогнозируемому экспертами достаточно длительному периоду ее протекания с возможностью возобновления, длительному последействию и другим объективным основаниям.

В экспертном материале была представлена «Общая структура государственной политики противодействия распространению новой коронавирусной инфекции»: высшая цель и главный, абсолютный приоритет, цели и задачи, принципы управления политикой, система управления, ее основные направления.

Эксперт считает, что ее высшей целью и главным, абсолютным приоритетом данной политики является защита жизни и здоровья людей их безопасности. «Для нас сейчас главное – это люди, их жизнь. Сохраним, сбережём людей. А всё остальное приложится» (В.В.Путин).

Ее целевые задачи: защита здоровья и жизни, безопасности людей; борьба с распространением эпидемии новой коронавирусной инфекции; обеспечение максимально возможной устойчивости экономики, минимизация негативного влияния эпидемии коронавируса, снижение неизбежных социально-экономических потерь – сохранение занятости и доходов граждан, минимально возможной суммы гуманитарных (число жизней) и социоэкономических потерь, максимальное содействие бизнесу из группы риска в консервации издержек на период кризиса при одновременной поддержке населения, потерявшего источники дохода денежными трансфертами, демпфирование негативных последствий новой коронавирусной эпидемии;

Как считает эксперт, одним из значимых компонентов системы управления государственной политики противодействия распространению новой коронавирусной инфекции является определение, утверждение критериев и показателей эффективности государственной политики по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции и смягчения ее последствий.

 

Эксперт полагает, что при определении высших критериев эффективности этой политики необходимо ориентироваться на следующий комплекс гуманистических политических установок Президента России В.В.Путина, его своеобразный «гуманистический политико- управленческий кодекс»:

 

Ø Для нас сейчас главное – это люди, их жизнь. Иной выбор для нашего народа неприемлем. Твёрдо знаю, что так думает, поступает по совести абсолютное большинство из вас. Сохраним, сбережём людей. А всё остальное приложится;

Ø Реализуя меры по борьбе с эпидемией, нам нельзя забывать, что столь же важно, сохранение рабочих мест и доходов граждан. Это общий приоритет для Правительства, регионов, бизнеса;

Ø Считаю справедливой следующую формулу: помогать, прежде всего, в первую очередь тем компаниям, которые сохраняют занятость;

Ø Для каждого из нас самое дорогое – это жизнь, здоровье близких, безопасность родителей и детей;

Совещание с руководителями регионов России, посвящённое противодействию распространению коронавирусной инфекции28 апреля 2020 года//http://kremlin.ru/events/president/news/63288.

Ø Вы знаете мою позицию, она неизменна. Главное для нас – это жизнь, здоровье, безопасность людей;

Ø Мы выбрали путь сбережения жизни и здоровья людей и вместе здесь уже многого добились, многое сделали и многое одолели;

Ø С самого начала мы приняли принципиальное решение помогать, прежде всего, людям, нашим гражданам, которые нуждаются в этой поддержке. Ключевым критерием поддержки бизнеса, системообразующих предприятий также стало сохранение занятости и заработных плат, доходов сотрудников.

Ø наша главная задача – максимально снизить риски дальнейшего роста безработицы и здесь также сработать на опережение. Ведь квалифицированные кадры, так же как и созидательная энергия самих предпринимателей, – это капитал развития страны. И нам его необходимо сберечь.

Выступление на совещании о санитарно-эпидемиологической обстановке и новых мерах по поддержке граждан и экономики страны.11 мая 2020 года// http://kremlin.ru/events/president/news/63340

Учитывая комплексное влияние новой коронавирусной пандемии на функционирование всех основных сфер и подсистем общественной жизни (гуманитарной, социальной, экономической и общественно-политической, духовной, психологической) для мониторинга и оценки эффективности осуществления «антивирусной политики» эксперт предлагает следующую систему показателей, характеризующих осуществление государственной «антивирусной» политики»

 

1.Гуманитарные индикаторы

1.Система показателей эпидемической ситуации по коронавирусной инфекции

· Интегральный индекс уровня пандемии в субъектах РФ и муниципалитетах (как наиболее объективный индикатор эпидемической ситуации и эффективности деятельности органов государственной власти и управления, бизнеса и институтов гражданского общества).

Интегральный (синтетический) индекс является результирующим индикатором агрегирующим частные показатели - комплекс основных индикаторов уровня эпидемии (смертность, заболеваемость, охват тестированием, распространения инфекции и ряд других компонентов)

· Коэффициенты смертности и летальности (доля смертельных случаев от всех переболевших) «от коронавируса» и «с коронавирусом» (населения в целом, по возрастным категориям, гендерным показателям, городское и сельское население, медицинский персонал, уровни летальности среди госпитализированных, критически больных и др.).

· Показатели активность эпидемического процесса: коэффициенты заболеваемости от инфекции (населения в целом, возрастная структура заболеваемости по категориям, гендерным показателям, городское и сельское население, медицинский персонал, показатели очаговой заболеваемости). Общий уровень заболеваемости в расчёте на 100 тысяч населения (интенсивный показатель). Удельный вес госпитализированных больных от всех зарегистрированных.

· Показатели подтвержденных случаев COVID-19 и подозреваемых случаев.

· Возрастная структура смертности и заболеваемости

· Система абсолютных показателей уровня эпидемиологической ситуации, темпы роста и развития заболевания.

· Показатели охвата тестирования населения. в том числе, количество протестированных в расчете на 100 тыс.населения.

· Показатели функционирования учреждений здравоохранения в период пандемии (в том числе, количество койкомест интенсивной терапии на 100 тысяч человек)

Ø Система критериев снятия ограничений:

· Первым критерием снятия ограничений является коэффициент распространения коронавируса, который должен быть меньше единицы.

· Второй показатель – количество коек в регионе, 50% из которых должны быть свободны.

· Последним критерием является число тестирований – не менее 70 на 100 тысяч населения.

· Основными показателями являются:

· - Rt - коэффициент распространения инфекции, вычисляемый как среднее количество людей, которых инфицирует один больной до его изоляции,

· наличие свободного коечного фонда для лечения больных COVID-19,

· показатель тестирования на 100 тысяч населения.

· В качестве дополнительных показателей могут рассматриваться: уровень летальности от COVID-19;

· - регистрируемая недельная заболеваемость внебольничными пневмониями (суммарно) в сравнении со среднемноголетним уровнем, рассчитанным за последние 3 года;

· - доля лиц, имеющих иммунитет к COVID-19 среди населения по результатам выборочных исследований.

Основным условием перехода к I этапу является устойчивая тенденция к снижению заболеваемости и отсутствие осложнений санитарно-эпидемиологической обстановки на территории.

· Оцениваются значения следующих основных показателей*:

· - показатель Rt - не должен превышать 1,0;

· - наличие свободного коечного фонда - не менее 50% от нормативной потребности в инфекционных койках;

· - охват тестированием населения методом ПЦР - не менее 70 на 100 тысяч населения в день (рассчитывается как среднее значение за предыдущие 7 дней).

Для перехода ко II этапу оцениваются значения следующих основных

показателей:

- показатель Rt - не должен превышать 0,8;

- наличие свободного коечного фонда - не менее 50% от нормативной потребности в инфекционных койках;

- охват тестированием не менее 90 на 100 тысяч населения в день.

Для перехода к III этапу оцениваются значения следующих основных

показателей:

- показатель Rt - не должен превышать 0,5;

- наличие свободного коечного фонда - не менее 50% от нормативной

потребности в инфекционных койках;

· охват тестированием не менее 110 на 100 тысяч населения в день.

 

(Методические рекомендации MP 3.1.0178-20 "Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения СОVID-19" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 8 мая 2020 г.)

· Типология субъектов, городов и районов (в районах по поселкам и селам) по показателям эпидемиологической ситуации (по интегральному индексу уровня пандемии в субъектах РФ и муниципалитетах)

· Рейтинги РФ в мировых рейтингах по показателям уровня эпидемии, регионов в российских рейтингах, рейтинги муниципалитетов по показателям эпидемиологической ситуации в регионе.

· Система показателей и динамики смертности и заболеваемости в период пандемии

· Система и динамика демографических показателей в период пандемии (рождаемость, браки, разводы)

· Система показателей девиантного поведения в период пандемии (преступность, самоубийства, административные правонарушения порядка изоляции и др.)

· Коэффициенты интенсивности контактов (индекс самоизоляции и его динамика)

2. Социальные индикаторы

· Система и динамика показателей уровня жизни в эпидемический период

· Система и динамика показателей занятости в эпидемический период.

· Система показателей участия бизнеса в социальной поддержке работающих, акциях общественной солидарности, в осуществлении антивирусной политики

3.Экономические индикаторы:

· Рост (падение) производства

· Темпы инфляции

· Цены

4.Общественно-политические индикаторы

· Показатели уровня развития общественной солидарности, в том числе, волонтерского, добровольческого движения.

· Показатели участия институтов гражданского общества в акциях общественной солидарности

· Система показателей уровня обращаемости граждан в органы власти по проблемам последствий пандемии.

· Система протестной активности в период пандемии

· Общественное мнение о деятельности органов государственной власти в период пандемии.

· Показатели участия СМИ, блогерского сообщества в период пандемии

Далее в экспертном материале изложены примеры информирования общественности об эпидемическом процессе и «антивирусной политике»

В полном объеме с экспертным материалом можно познакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/3Gxg/2C864UdHC

Общественная приемная