Республика Коми
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Экспертное мнение: «Конституция социально ориентированной державы: комментарий эксперта к президентским социальным конституционным новеллам»

04 июня 2020, 13:19
Как известно, 1 июня 2020 года Президентом России подписан Указ, определивший дату проведения общероссийского голосования – 1 июля 2020 года

   Решение о переносе даты  всероссийского всеобщего голосования по поправкам в Конституцию с 25 марта  Президент России принял исходя из основного, главного гуманистического приоритета – «сохранения жизни и здоровья наших граждан».  Назначив  дату  голосования на 1 июля,   В.В.Путин  исходил из того, что «по мере улучшения ситуации с этой пандемией мы, конечно, возвращаемся к нормальной жизни, в том числе должны подумать и о дальнейшей работе над поправками в Конституцию…. За то время, с которого мы начали заниматься борьбой с пандемией, произошли серьёзные события, и в целом, хотел бы это подчеркнуть, нам всем вместе удалось решить главную задачу – не допустить взрывного характера развития ситуации по негативному сценарию. Это позволяет нам возвращаться к нормальной жизни. Обстановка, как видим, постепенно стабилизируется. Поэтому нам нужно вместе с вами ещё раз вернуться к совместной работе над поправками в Конституцию».

 В Основной закон страны Главой российского государства внесен «системокомплекс» - более 50 взаимосвязанных и взаимозависимых человеко-ориентированных конституционных «поправок – новелл», касающихся важнейших социальных вопросов  нашего жизнеустройства.

 Эксперт Партии, член Общественного Совета при Государственном Совете РК, политолог, кандидат философских наук Владимир Теребихин подготовил экспертный материал «Конституция социально ориентированной державы: комментарий эксперта к президентским социальным конституционным новеллам»

  В предлагаемом для ознакомления общественности материале, представлен комплекс социальных поправок, вносимых в основной закон, изложены политические установки, позиции Президента России о конституционных новеллах, а также, осуществлен экспертный анализ данных  «социальных новелл»  и мнений экспертного сообщества  страны об  их  содержании и значении для укрепления российского социального государства, практической реализации ст.2 и ст.7 Конституции страны. 

   Эксперт считает, что внося на всенародное голосование комплекс социальных поправок, Глава государства российского обеспечивает достижение цели упрочения, совершенствования конституционных основ и улучшения качественных характеристик социальной государственности в России, повышение уровня гарантированности прав и свобод позволяющих поддерживать достойное существование; доступности  социальной поддержки для всех членов общества; гарантированности и ответственности государства за обеспечение и проведение политики, направленной на достижение достойного уровня социального и материального благополучия для всех граждан, увеличение охвата населения Российской Федерации политикой социального государства, формирования более эффективной, человеко-ориентированной, социогуманитарной системы государственного управления.

  Предложенные Президентом социальные поправки, устанавливают базовые принципы социального государства. Они ужесточают  обязательства государства  перед своими гражданами, свидетельствуют о том, что в центр  государственной политики, российского государства поставлен человек, личность, что это и есть закрепление в основополагающем документе «народных представлений» о желаемом образе государства в котором мы живем», это ответ Президента России на запрос жителей об актуально необходимой  социогуманитарной модернизации  страны, ее социального преображения.

 Эксперт в полной мере согласен с  выводом  секретаря Генерального Совета партии «Единая Россия» Андрея Турчака о том, что «пожалуй, впервые в нашей стране социальные гарантии прописываются в основном законе с такой детальной точностью».

  При этом, такая «детальная точность» - «позитивизация в основном законе наиболее важных социальных гарантий» (А.Клишас), является распространённым и зарекомендовавшим свою эффективность правовым механизмом в практике многих стран. Поэтому, конституционное закрепление и последовательное расширение действия принципа социального государства представляет собой общемировую тенденцию, с которой в полной мере солидарна и Российская Федерация.

  Экспертом сделан вывод о том, что если поправки в Конституцию будут приняты, российское общество получит действительную, реально функционирующую модель социального государства.  Конечно же, и сегодня основной закон страны позволяет реализовывать многие социальные гарантии для граждан.  Но, после появления в нем норм прямого действия (а нормы Конституции являются именно такими нормами), граждане получат полную гарантию их реализации. Кроме того, практическая реализация, обеспечение  социальных гарантий, зафиксированных в Конституции и имеющих прямое действие, обеспечивается возросшими экономическими возможностями страны. Поэтому основной закон страны станет ещё и основным социальным документом, своеобразным высшим «Социальным кодексом, доктриной государства российского».

Эксперт полагает, что принятие и реализация поправок обеспечит практическое осуществление   основополагающих  конституционных статей, в том числе ст. 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» и. ст.7 «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

   Предлагаемые изменения в Конституцию РФ позволят существенно повысить и защитить социальные права граждан, не допуская "заморозки" «корреспондирующих обязанностей государства». Закрепление в Конституции РФ социальных обязательств государства не допускает возможность их искажения или «корректировки»  законом, При этом "размышления о "декоративности" предлагаемых мер являются спекулятивными.

Безусловно, также, что их осуществление окажет положительно влияние на достижение одной из сущностных национальных целей -  повышение качества жизни граждан. По сути, поддерживая обновление Конституции в целом, мы создаем четкие, конкретные,  правовые условия и гарантии  повышения  качества жизни  граждан во всем ее многообразии, в том числе,  создания условий для всестороннего развития человека. Важно и то, что социальные поправки не являются чем-то недостижимым. Для реализации положений каждой из поправок, предложенных Президентом Российской Федерации, у государства имеются необходимые ресурсы.  

 Более того, констатирует Президент РФ «некоторые вещи мы уже имплементируем в жизнь даже до принятия поправок в Конституцию, и это говорит о том, что те поправки, которые предлагались… востребованы, просто абсолютно востребованы условиями нашей сегодняшней жизни».

 И эту новацию в практике конституционализма, «правовой феномен», когда поправки ещё не вступили в силу, но они уже определяют содержательное наполнение законодательства, особенно социального законодательства, заметило большинство граждан.  

В представляемом общественности материале приводятся обобщенные оценки авторитетных экспертов об актуализации «возвышения» социального блока поправок на конституционный уровень в условиях распространения эпидемии коронавируса.  Действительно, сложившиеся обстоятельства  новой реальности предоставили гражданам  шанс на личном опыте убедиться в необходимости обновления Основного закона. «Граждане на личном примере увидели, насколько эти поправки социального блока актуальны» (доктор юридических наук А.Брод). Пандемия и ее последствия позволяют проверить работу инициированных поправок еще до официального их принятия, что, безусловно, способствует росту количества граждан, желающих закрепить новые нормы в Конституции»

  Эксперт поддерживает интегральный вывод известного российского конституционалиста, доктора  юридических наук Андрея Клишаса о высшей цели  вносимых Президентом России конституционных новелл, а именно, что, «задача поправок – повышение качества жизни людей», что эти поправки в конечном итоге не про тот или иной уровень власти, не про распределение полномочий, они про то, как с помощью всего этого – с помощью изменения полномочий парламента, наделения органов местного самоуправления дополнительными полномочиями, уточнения функций правительства, с помощью более точного распределения предметов ведения между субъектами – повысить качество жизни людей". 

Эксперт считает, что с этим выводом, как показывают итоги изучения общественного мнения, согласны большинство граждан страны, что безусловно, обеспечит всестороннюю общественную поддержку всех конституционных новелл.

В полном формате с экспертным материалом можно познакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/3xbx/3rZt2DqDD

Общественная приемная