Экспертное мнение
В настоящее время в России и ее регионах в условиях новой кризисной реальности – пандемии новой коронавирусной инфекции, оказывающей многомерное негативное влияние на развитие всех сфер и подсистем общественной жизни, идет процесс формирования основ новой государственной политики в общей структуре, системе государственного управления, Ее структуирование проходит в процессе практической реализации, что называется «прямо с колес». Пока эта деятельность не имеет номинации и статуса государственной политики. Чаще всего в нормативных документах она номинируется как «меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции».
Политолог, кандидат философских наук, член Общественного Совета при Государственном Совете РК Владимир Теребихин на основе изучения политических установок Президента России, деятельности Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов России, учреждений здравоохранения, бизнеса, институтов гражданского общества в регионах, в том числе и ВПП «Единая Россия», практики ряда государств по противодействию коронавирусной инфекции, теории и практики государственного управления предпринял попытку институционализировать и структуировать многогранную и многосубъектную деятельность по противодействию коронавирусу и номинировать ее, как государственную политику противодействия распространению новой коронавирусной инфекции. Как считает эксперт, такой ее статус в полной мере соответствует объективно необходимой системности предпринимаемых мер органами государственной власти, местного самоуправления и институтами гражданского общества, (включая и участие Общественной палаты РФ и региональных общественных палат, в том числе ОПРК) в противодействии пандемии («заразы коронавирусной» (В.Путин), «гибельного поветрия на ны движимаго» (РПЦ, Святейший Патриарх Кирилл), высокая степень контагиозности нового вируса, достаточно долгий инкубационный период, высокая доля бессимптомных носителей, значительная доля носителей с тяжелыми симптомами, достаточно высокий уровень смертности (пока не точно определяемый, отсутствие лекарственных препаратов, имеющих доказанное воздействие на течение заболевания, а также, пространственной масштабности ее распространения по стране (в 85 субъектах), масштабности и многомерности ее негативных последствий, прогнозируемому экспертами достаточно длительному периоду ее протекания, и возможности ее возобновления и другим объективным основаниям.
Эксперт считает, что ее концептуальные и практические политико-управленческие основы: цели, задачи, принципы, функции, направления, формы, методы, технологии (в том числе, «цифрового, электронного управления), система «институтов – субъектов» осуществляющих антивирусную политику, основные критерии ее эффективности изложены в политических установках Президента России: обращениях к гражданам, выступлениях на совещаниях и заседаниях координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с коронавирусом, заседаниях правительства, совещаниях с экспертным и предпринимательским сообществом, высшими должностными лицами субъектов РФ, отражены в различных «антикоронавирусных» нормативных актах и других документах.
В системокомплекс теоретического, концептуального каркаса этой политики входят и основоположения нашего земляка, выдающегося макросоциолога 20 века П.А.Сорокина и в том числе, его работа «Человек и общество в условиях бедствий» (Влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь).
Эксперт полагает, что для разработки модели и осуществления «антивирусной политики» также важно использование позитивного опыта и практики осуществления такой политики в других странах мира (в данном случае, прежде всего, материалы экспертного доклада РАНХиГС «Оценка эффективности антиэпидемиологических и социальных правительственных мер по различным регионам - Северная Европа, Центральная Европа, Южная Европа, Китай, Америка», а также, материалы мониторингов одной из лучших «фабрик мысли» - Экспертного института социальных исследований) и другие источники.
Экспертом осуществлено проектирование общей структуры государственной политики противодействия распространению новой коронавирусной инфекции. По его мнению, данная структура может быть структуирована следующим образом:
· Высшая цель и главный, абсолютный приоритет - защита жизни и здоровья людей их безопасности.
· Ее цели: защита здоровья и жизни, безопасности людей, борьба с распространением эпидемии коронавируса, недопущение инфекционного процесса; обеспечение максимально возможной устойчивости экономики, сохранения занятости и реальных доходов граждан, минимально возможной суммы гуманитарных (число жизней) и социоэкономических потерь, демпфирование негативных последствий коронавирусной эпидемии.
· Принципы управления политикой: принцип научности, целенаправленности, системности, плановости и иерархичности, принцип оптимального сочетания ручного и системно-аппаратного управления, принцип требуемого разнообразия в условиях многозадачности и учета всей совокупности сценариев развития, включая ситуации сложные и экстраординарные, принцип: «надеяться на лучшее и готовиться к худшему», «не навреди», принцип гибкого, оперативного корректирования стратегии и тактики осуществления политики, соразмерности вызовам, угрозам и адекватности ситуации, принцип прогнозирования, предвидения возможных вариантов развития обстановки в и разработки планов действий, принцип поэтапного подхода, (когда меры социального дистанцирования не отменяются сразу, а постепенно заменяются более мягкими мерами и расширения тестирования до уровня на несколько порядков превышающего доэпидемический уровень), принцип обеспечения баланса между необходимостью подавлять распространение инфекции и сохранением бизнеса, рабочих мест, баланса между требованиями по сдерживанию коронавируса и необходимостью сохранить нормальное развитие экономики, принцип предельной концентрация всех ресурсов. принцип обратной связи и прозрачности, принцип эффективности и др.
· В основные направления государственной политики экспертом включены: 1.Противоэпидемические меры. 2. Социальное дистанцирование и изоляция 3.Система поддержки здравоохранения как важнейшего элемента политики противодействия распространению новой коронавирусной инфекции 4.Социальная поддержка населения. 5.Поддержка бизнеса, предприятий и их работников 6. Информирование населения (о новой коронавирусной инфекции, ее особенностях и опасностях, в том числе, о большом инкубационным периоде, высокой заразности, об эпидемиологической ситуации, об основных качественных и количественных тенденциях и процессах ее распространения в субъектах РФ, о деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, о деятельности институтов гражданского общества по развитию общественной солидарности, гражданских инициативах и других проблемах. 7.Оказание психологической помощи и поддержки населения. 8. Государственная поддержка институтов гражданского общества и граждан по участию в реализации государственной «антивирусной» политики и стимулирование развития различных форм общественной солидарности, формированию гуманистического, солидарного российского общества.
Эксперт считает, что основными структурными компоненты системы управления государственной политикой борьбы с коронавирусной инфекцией являются:
· Создание координирующих органов (Координационный Совет при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекцией на территории РФ, Рабочая группа Государственного Совета Российской Федерации по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV», соответствующие Советы в органах государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления).
· Проектирование и принятие государственной целевой программы (и соответствующих региональных и муниципальных программ) по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции. Принятие соответствующих нормативных актов.
· Внедрение методов научного управления: ситуационный анализ, разработка сценариев развития ситуации, учет рекомендаций ученых и экспертов, моделирование стратегий осуществления политики, научная экспертиза принимаемых решений, изучение общественного мнения, проведение экспериментов перед принятием решений, использование ситуационных и аналитических центров высших должностных лиц субъектов, учет возможных негативных последствий принимаемых решений, поддержка научных исследований и научных учреждений (в том числе, вирусология, эпидемиологии и других). Отметим, что внедрение методов научного управления, учет мнений экспертов соответствует тезису Президента России В.В.Путина о том, что мнение профессионалов должно иметь «принципиальное, решающее значение для выработки необходимых решений по борьбе с коронавирусной инфекцией».
· Изучение практики и внедрение позитивного опыта противодействия новой короновирусной инфекции в странах мира и регионах России.
· Организация системы мониторинга осуществления государственной политики по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (Информационный центр по мониторингу ситуации с коронавирусом РФ, непрерывно работающие региональные информационные Центры мониторинга ситуации с коронавирусом в субъектах РФ (Мурманск, Смоленск, Новосибирск, Курск, Саратов и ряд других), информационный центр по мониторингу ситуации с коронавирусом в Санкт-Петербурге, центр мониторинга больных коронавирусом в Москве и др.).
· Определение системы критериев и показателей (индикаторов) эффективности государственной политики по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции и системы предельно-критических индикаторов распространения инфекции и эпидемиологической безопасности.
· Практическая реализация требований, установок Президента России и нормативных актов и программ по осуществлению государственной политики по борьбе с распространением коронавирусной инфекции
В представляемом для информации экспертному сообществу и гражданскому обществу материале (более 100 стр.), в расширенном формате изложены основные положения о системе государственной политики борьбы с новой коронавирусной инфекцией, представлены политические установки Президента России по данной актуальной проблеме, раскрыты все основные направления «антивирусной политики», ее формы и методы, используемые федеральными, региональными органами государственной власти и местного самоуправления, системой здравоохранения, бизнесом, институтами гражданского общества, инициативными гражданами по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.
Данные материалы, особенно практики деятельности общественных палат регионов, институтов гражданского общества можно использовать для практической деятельности ОПРК и некоммерческих организаций.
Эксперт продолжает работу по дальнейшему проектированию модели государственной политики борьбы с новой коронавирусной инфекцией, в том числе, по разработке системы критериев и показателей эффективности политики и управления данной политикой, системой предельно-критических индикаторов оценки эпидемической безопасности. С материалом можно познакомиться по ссылке:
https://cloud.mail.ru/public/4DS9/5BqYQFGtL