К вопросу о проектировании и осуществлении государственной политики сохранения жизни нерожденных детей
К вопросу о проектировании и осуществлении государственной политики сохранения жизни нерожденных детей
(предложения эксперта партии и ГБУ РК Центр «Наследие имени Питирима Сорокина, кандидата философских наук Владимира Теребихина
ü Народонаселение — одна из важных целей, которые сегодня стоят перед государством. Она легко решается, если мы сокращаем на порядок количество абортов. За 10 лет численность населения вырастет на 10 миллионов, если добиться прогресса в предотвращении и искоренении абортов из нашей жизни. А потом по возрастающей — и 150, и 160 миллионов, — и это отнюдь не фантазия!
ü Никакие иные способы не смогут помочь так радикально решить тему народонаселения, как значительное ограничение абортов.
ü «Настало время, когда мы все вместе должны очень серьезно работать над тем, чтобы количество абортов радикально уменьшилось»
Святейший Патриарх Кирилл
· «Ситуация вопиющая. .. Нужно в первую очередь детально, скрупулёзно разобраться в причинах, по которым женщины решаются на аборт. Ведь не всегда это связано с экономической составляющей, финансовой обеспеченностью беременной женщины, хотя эта причина и является одной из основных. Есть и другие причины, каждую из которых надо определить, понять и найти решение для её устранения. Что-то можно решить уже сейчас, на какие-то решения, возможно, понадобится время, что-то потребует серьёзных финансовых затрат. Но это надо делать. Надо бороться за каждого ребёнка, потому что каждый зачатый ребёнок – это человеческая жизнь! Лариса Юрьевна [Карачева, - прим.], мне нужна полная картина, понимание по каждой социальной категории. Прошу по этой теме представить мне до конца января детальный анализ проблематики с конкретными предложениями по её решению».
Глава РК В.В.Уийба
· «Несмотря на то, что в Республике Коми на сегодняшний день реализуется ряд мер поддержки беременных, среди которых и ежемесячные выплаты в размере 1000 рублей, и оплата проезда беременных женщин из отдалённых и труднодоступных районов до медицинской организации, в регионе сохраняется низкий уровень рождаемости. Одной из причин этого является высокий процент абортов: женщины боятся и не хотят рожать. Глава региона Владимир Уйба в начале года поручил Правительству Республики Коми сформировать программу дополнительных мероприятий для поддержки беременных женщин, а также формирования позитивного отношения к родительству и укрепления института семьи»
Из пресс-релиза КРО партии «Единая Россия».
Об актуальности данной проблемы свидетельствуют индикаторы, приведенные Главой РК на заседании Правительства:
· «в республике показатель числа абортов на 1000 женщин в 1,5 раза превышает аналогичный показатель по России (в Коми – 24 на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет, в Российской Федерации – 15,1, в СЗФО – 15,6)
Действительно, несмотря на значительное сокращение за последние 10 лет (примерно в 2 раза), числа абортов, количество нерожденных детей остается чрезвычайно высоким. Так, в 2018 году родилось 8.5 тысяч детей. Совершено абортов – 5.2 тысяч. Т.е. потенциально могло родиться более 13 тысяч детей. На 100 родов приходился 61 аборт. В 2019 году родилось 7265 младенцев, совершено около 4 тысяч абортов. На 100 родов приходится 63 аборта. Это в 3 раза выше предельно-критического индикатора.
· Большая часть беременностей в нашей республике ежегодно уходит в абортивную плоскость, способствуя тем самым ухудшению женского здоровья и усугублению демографического кризиса. О низкой эффективности работы с беременными женщинами свидетельствует тот факт, что из почти 4000 женщин, готовящихся совершить аборт, отказались лишь 334 женщины (менее 1 процента).
· При этом, согласно целевым показателям эффективности реализации приоритетного проекта "Формирование здорового образа жизни" утвержденного Правительством России индикатор «число абортов, совершаемых по желанию женщины, на тысячу женщин фертильного возраста второго уровня в 2018 году должен составлять 19,5 (к 2020 году – 18.0).
К сожалению, в регионе выше, чем в среднем по России и СЗФО, уровень абортов у девушек 15-17 лет (число абортов на 1000 женщин соответствующего возраста). РК - 4.90 (РФ – 2.17, СЗФО – 3.06)
По данным за 2018 год при показателе числа абортов 56 на 100 родившихся живыми и мертвыми республика занимала 15 место среди регионов России и 2 место – среди 11 субъектов Северо-западного федерального округа. При этом уровень абортов в республике был существенно выше, чем в среднем по России (35.7 на 100 родившихся живыми и мертвыми) и 2 место из 11 субъектов СЗФО (39.0).
А по показателю числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста республика занимала 21 место (24.7). И по этому показателю данные выше, чем в среднероссийские (16.2) и СЗФО (18.2).
Основные тенденции прерывания беременности в республике в полной мере соответствуют среднероссийским. При значительном снижении абортов в стране, их уровень остается крайне высоким. По наиболее точным индикаторам уровня абортов: специальному коэффициенту абортов (число абортов на 1000 женщин в возрасте 15-44 года) и суммарному коэффициенту абортов, Россия занимает первые места в рейтинге 36 стран входящих в организацию Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В данном контексте автор в полной мере солидарен с оценкой уполномоченный по правам ребенка в РФ Анны Кузнецовой которая «считает, что количество абортов в стране по-прежнему высоко. Более 567 тыс. прерываний беременности, зарегистрированных в России в прошлом году, составляют около трети от количества рожденных»… «примерно третья часть от количества рожденных в прошлом году детей не появится на свет. Это целое поколение», отметила Кузнецова на съезде региональных детских омбудсменов.
Я разделяю оценку Святейшего Патриарха Кирилла – выдающегося российского мыслителя о том, что никакие иные способы не смогут помочь так радикально решить тему народонаселения, как значительное ограничение абортов». Эта оценка была высказана предстоятелем Русской Православной Церкви в докладе на открытии VIII Рождественских Парламентских встреч, организованных в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» 28 января 2020 года. Эти оценки высказывал и наш выдающийся земляк, всемирно известный ученый – макросоциолог Питирим Сорокин в книге «Американская сексуальная революция» изданной в Бостоне в 1956 году.
Действительно, снижение уровня абортов является не только важнейшим гуманистическим актом, но, и с точки зрения воспроизводства населения, обладает более значительным демографическим потенциалом существенного повышения рождаемости, даже по сравнению с потенциалами увеличения брачности, снижения разводов, младенческой и материнской смертности.
Дети, которым не дали родиться на свет, ощутить любовь отца и матери, проявить свои таланты, прожить полноценную человеческую жизнь — огромная трагедия России. Отношение к тем, кто полностью беззащитен и безгласен перед произволом взрослых, показывает степень духовного здоровья общества.
Как мы полагаем, среди широкого комплекса причин сохраняющегося высокого уровня абортов - отсутствие официально заявленной, спроектированной, утвержденной как на федеральном, так и на региональном уровне специализированной, системной, комплексной, межведомственной государственной политики сохранения жизни нерожденных детей.
На сегодняшний день в отечественном законодательстве нет единой государственной концепции охраны и защиты прав ребенка до его рождения. Следовательно, нет четкой регламентации данного института в законодательстве. Как следствие, неразрешенными до сих пор остаются такие важнейшие вопросы, как обеспечение до рождения ребенка его права на жизнь, правомерность абортов и т.д. Современный уровень правовой защиты детей до рождения в Российском законодательстве совершенно не отвечает общепринятым международным стандартам и принципам, при этом идет процесс ухудшения данной ситуации. В главном законе Российской Федерации – Конституции – никак не прописан вопрос о защите детей до рождения. Единственное, что можно выделить, это статью 17, которая связана с определением начала жизни. Она предусматривает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Таким образом, правом на жизнь по Конституции Российской Федерации человек обладает с момента рождения.
В стране не выработано единых мер по защите детей до рождения, при этом еще отраслевое законодательство противоречит главному закону РФ – Конституции, поскольку в ряде правовых норм эмбрион является полноправным субъектом правоотношений. Он охраняется уголовным, гражданским и другими отраслями права. В таком случае складывается ситуация, что идет противоречие между основным законом Российской Федерации – Конституции и отраслевым законодательством.
С целью проектирования данной политики экспертами предлагается следующий комплекс рекомендаций:
Федеральным органам власти:
1. В связи с тем, что с момента зарождения жизни возникает конституционное право на жизнь (неотъемлемое, неотчуждаемое), начало жизни, по смыслу статьи 20 Конституции, должно устанавливаться с достижения плодом определенного внутриутробного развития. Таким образом, ст. 20 Конституции России должна содержать положение, по которому право на жизнь относится и к тем детям, которые должны родиться в результате своего самостоятельного и непрерывного развития.
2. Предлагается внести изменения в статью 21 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым расторжение брака при наличии неродившегося ребенка будет производится в судебном порядке: «Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса, при наличии неродившегося к моменту расторжения брака ребенка или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака».
3. Ввести единую терминологию: в Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 36), в Инструкции о порядке разрешения беременности в поздние сроки по социальным показаниям, а также в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст. 123), используя термин «аборт (искусственное прерывание беременности)».
4. Внести изменения и дополнения в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г.: дополнить статью 58 «Лечащий врач» Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан фразой: «Врач вправе отказаться от производства аборта по морально-этическим соображениям, религиозным и иным убеждениям, совместимым со статусом врача, за исключением случаев, когда это необходимо для спасения жизни беременной женщины».
5. Внести изменения в Этический кодекс российского врача и Клятву российского врача, где закрепить право на отказ от производства аборта.
6. Внести изменения в ст. 35 Основ законодательства об охране здоровья граждан, закрепив в них право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона только за бесплодными (как мужское, так и женское бесплодие) супружескими парами и исключительно с целью терапии бесплодия.
7. Необходимо установить законодательные запреты на эксперименты на эмбрионах с целью их последующей продажи; на длительную криоконсервацию эмбрионов без намерения на последующую трансплантацию в организм матери; на изменение генетической структуры эмбрионов человека; на использование половых клеток умерших лиц для целей искусственного зачатия.
8. Актуализируется необходимость наделения абсолютно равными правами каждого из будущих родителей в отношении «эмбриона», созданного «по заказу» бесплодной пары, до тех пор, пока он находится вне тела женщины.
9. В связи с тем, что прерывание беременности по желанию женщины и по социальным показаниям не является мерой, направленной на охрану здоровья, следует исключить аборт, производимый по желанию женщины из программ обязательного медицинского страхования.
10. Внести изменения в Инструкцию о порядке проведения операции искусственного прерывания беременности, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения России от 14.10.2003, согласно которым искусственное прерывание беременности может проводится по желанию женщины и по социальным показаниям при сроке до 6 недель, при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности.
11. Представляется, что проблему абортов нужно решать средствами и методами, которые создадут ситуацию, в которой не нужно будет решать вопрос о необходимости аборта законодательными мерами. Одним из таких средств является защита материнства. Действующая Конституция Российской Федерации провозглашает охрану материнства и семьи государством (ч. 1 ст. 38). Материнством считается способность женщин к выполнению важнейшей биологической и социальной функции - воспроизводству потомства, продолжению человеческого рода. Из этого вытекает право женщины иметь ребенка и этому праву корреспондирует только обязанность создать условия, чтобы она могла его иметь и субъектом этой обязанности является государство. Защита материнства является одной из приоритетных задач российского государства. В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке со стороны государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства. В связи с вышеизложенным, представляется необходимым разработать и принять следующие Федеральные законы:
а) Федеральный закон «Об охране здоровья ребенка», с целью обеспечения правовой защиты здоровья ребенка на всех этапах его развития, в том числе и внутриутробного.
б) Федеральный закон «О защите материнства в Российской Федерации», где особо выделить случаи защиты материнства государством, подчеркнув, что материнство охраняется как до рождения, так и после рождения ребенка.
в) Федеральный закон «Об охране репродуктивного здоровья граждан», в котором, в том числе, необходимо рассмотреть права, обязанности и гарантии участников процедур вспомогательной репродуктивной технологии.
г) Дополнить действующий Федеральный закон «О гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» главой, регулирующей права неродившегося ребенка как имущественные, так и неимущественные.
· Следует изучить,обобщить и внедрить опыт стран, с наименьшим уровнем абортов (например, (Швейцария, Германия, Португалия, Нидерланды, Словакия, Бельгия, Италия, Словения, Чехия, Финляндия)
2. Поддержать следующие рекомендации круглого стола XX Всемирного Русского Народного Собора по теме «Безопасное будущее и рождаемость. Вызовы для молодёжи и мира» https://vrns.ru/society/4296
ü Рассмотреть возможности для включения в программу общеобразовательных организаций России занятий, посвященных духовно-нравственным и биоэтическим аспектам зарождения человеческой жизни, а также темам семьи, материнства, отцовства, детства; Сформировать соответствующую учебно-методическую базу, опирающуюся на современные достижения науки и традиционные нравственные ценности;
ü Расширить просветительскую деятельность, в том числе с помощью средств массовой информации, в целях продвижения ценностей семьи и материнства, защиты права на жизнь нерождённых детей, повышения информированности женщин и мужчин о реальной сути аборта, воспитания подрастающего поколения. С этой целью, в т. ч. организовать создание видеофильмов высокого качества на данную тематику для школьников 9–11 классов с учётом их психовозрастных особенностей и предусмотреть их обязательный показ в школах Российской Федерации;
ü Создать на базе представленной концепции «Великая Русь: хранители жизни» использующий современные интернет-технологии сетевой проект, позволяющий эффективно вовлекать широкие слои молодёжи в проблематику и практику защиты жизни нерождённых детей, содействующий популяризации и распространению положительного образа многодетной семьи с крепкими связями между поколениями.
· Продолжить проведение углубленных исследований демографической ситуации и биоэтических проблем жизни в современном мире, совершенствование правового регулирования защиты права на жизнь нерождённых детей в России и в зарубежных странах, в том числе организовать с участием студентов и молодых ученых:
· Осуществить подготовку под эгидой ведущих медицинских и эмбриологических центров авторитетного научного заключения, констатирующего возникновение жизни человека с момента зачатия и детально разъясняющего все аспекты внутриутробного развития;
· Провести с привлечением ведущих центров юридической науки России конституционно-правового исследования вопросов правого статуса нерождённых детей и их права на жизнь.
· Поэтапно и совместно с представителями государственных и муниципальных органов здравоохранения разработать новые законодательные инициативы по защите права на жизнь нерождённых детей, регулирующие вопросы о допустимых сроках, основаниях, порядке принятия решений о «прерывании беременности», о правовом обеспечении организационных, финансовых, просветительских, иных условий защиты права на жизнь нерождённых детей, обеспечивая при этом корректировку дефектных норм (противоречий, пробелов, неопределенности правовых предписаний) действующего законодательства.
· Разработать и принять комплекс неотложных мер организационного и правового характера, учитывающих лучший зарубежный опыт и направленных на существенное сокращение количества абортов в России, в том числе:
· исключить аборты, производимые по желанию женщины из системы ОМС, прекратив обеспечение финансирования абортов по желанию женщины за счёт налоговых отчислений граждан России (более 5 млрд. руб. в год), и перенаправить соответствующие средства на социальную, медицинскую, психологическую, а также образовательную поддержку беременных женщин и семей, ожидающих ребёнка, многодетных семей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;
· финансирование абортов по медицинским и социальным показаниям осуществлять из средств региональных бюджетов;
· запретить коммерческий оборот человеческих органов и тканей, ставших «продуктом» аборта;
· вывести препараты для медикаментозного аборта из свободной продажи;
· обеспечить мониторинг и безусловное соблюдение на практике введенной с 2012 года «недели тишины» перед прерыванием беременности, а также недопущение каких-либо форм рекламы абортов.
· Нацелить деятельность медицинских учреждений системы акушерства и родовспоможения на сохранение ребенка и стимулирование рождаемости:
· Ввести обязательную реанимацию и дохаживание, в случае если абортированный ребенок сохраняет жизнеспособность;
· ввести обязательное доабортное консультирование женщин, которое в том числе должно включать такие элементы, как прослушивание сердцебиения внутриутробного ребёнка и др.;
· обеспечить непрерывный процесс повышения квалификации специалистов, осуществляющих доабортное консультирование, создать в этих целях соответствующий учебно-методический центр;
· разработать и утвердить стандарт взаимодействия «врач-пациент», ориентированный на формирование позитивных установок на рождение детей и снижение числа абортов;
· разработать и рекомендовать к внедрению в медицинских учреждениях надбавок к заработной плате врачам за сохраненные беременности;
· разработать и утвердить регламент межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения с органами социальной защиты и некоммерческими организациями в части оказания психологической и материальной поддержки беременным женщинам.
· Разработать комплекс мер стимулирующего характера и социальной защиты для женщин (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации и принимающих решение о сохранении беременности и рождении ребёнка;
· Рассмотреть возможность включения в показатели оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) таких показателей, как «изменение соотношения количества родов и абортов на 1000 женщин», «обеспеченность региона кризисными центрами для помощи беременным женщинам и женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации»;
· Учитывая актуальность, многомерность проблем формирования ответственного отцовства рекомендовать Всероссийскому общественному движению «Отцы России» совместно с депутатским корпусом, экспертным сообществом инициировать проектирование концепции «государственной политики формирования современного ответственного и вовлеченного отцовства» как составной части современной семейной политики. А затем, на ее основе разработку и принятие соответствующей государственной программы.
Среди комплекса позитивных результатов принятия и осуществления государственной программы формирования ответственного и вовлеченного отцовства, необходимо иметь в виду, что ответственное и вовлеченное ОТЦОВСТВО является одним из значимых факторов снижения отказов от новорожденных и сохранения жизни нерожденных детей.
Органам власти Республики Коми
Сформировать основы государственной региональной политики сохранения жизни неродившихся детей.
ü Создать в республике межведомственный общественно-государственный Совет по проблемам сохранения жизни нерожденных детей (возможно,в рамках Семейного Совета РК).
ü Провести комплекс исследований проблемы абортов и в целом, репродуктивного поведения населения в республике (медицинских, медико-социологических, статистических и иных в разрезе всех муниципальных образований),
ü Осуществить подготовку специального государственного доклада Республики Коми по проблемам деятельности по сохранению жизни нерожденных детей.
ü Разработать и принять целевую комплексную программу по формированию позитивной модели репродуктивного поведения у населения республики.
· Провести научно-практические семинары: «Современные подходы к сохранению репродуктивного здоровья в Республике Коми», «Механизмы профессиональной командной работы с семьёй в ситуации репродуктивного выбора».
ü Использовать в практической деятельности рекомендации межрегиональной научно-практической конференции «Механизмы профессиональной командной работы с семьёй в ситуации репродуктивного выбора» состоявшейся в Красноярске
· Материалы конференции:1. Программа конференции 2. Сборник материалов конференции.3. Резолюция 4. Доклад А. Ю. Коченова «Необходимость формирования обновленной структуры системы здравоохранения РФ, нацеленной на сохранение зародившейся жизни и способствующей отказу от аборта»5. Доклад А. В. Носковой «Современная демографическая ситуация в Российской Федерации новые вызовы и перспективы» 6. Доклад Е. В. Рагулиной «Перспективы развития методики психологического консультирования в ситуации репродуктивного выбора» 7. Доклад И. А. Степанова «Командная работа с женщинами в трудной жизненной ситуации. Опыт работы Томской области» 8. Доклад Н. Ф. Хайровой «Комплексная поддержка женщины в ситуации репродуктивного выбора. Опыт Курганской области» (http://rosdeti.com/2017/05/29/26-мая-в-г-красноярске-завершилась-перв/)
ü Заключить соглашение о сотрудничестве с некоммерческим партнерством «Ассоциация психологов женских консультаций» как одному из авторитетных профессиональных сообществ, реализующему программы в области укрепления семьи, традиционных семейных ценностей, продвижения детного образа жизни и повышения рождаемости.
ü С целью профилактики абортов, формирования позитивной модели репродуктивного поведения провести широкомасштабные акции «Я выбираю жизнь» («недели против абортов»). Цель указанных акций – привлечение внимания населения региона к чрезвычайно актуальной проблеме абортов, объединение усилий государственных структур, различных общественных и религиозных организаций в борьбе за сохранение жизни неродившихся детей и здоровье женщины.
Приложения к рекомендациям:
Конституционные гарантии охраны прав и достоинства детей на пренатальной стадии развития закреплены в целом ряде конституций государств, в которых они обоснованно включены в разделы о правах человека.
· В пункте 3 статьи 40 Конституции Ирландии70 закреплено, что «государство признаёт право на жизнь нерождённого ребёнка и, с учётом равного права на жизнь его матери, гарантирует его уважение в своих законах и, насколько это практически осуществимо, защищает и отстаивает это право в своих законах».
· Согласно пункту 1 статьи 19 Конституции Чили71, «закон защищает жизнь нерождённых детей». Постановление Конституционного суда Чили от 18.04.200872 в целом подтвердило значение этой конституционной нормы и необходимость позиционирования ребёнка на пренатальной стадии развития как человека.
· Статья II раздела «Свобода и ответственность» Конституции Венгрии от 25.04.201174 устанавливает: «Достоинство человека неприкосновенно. Каждый человек имеет право на жизнь и человеческое достоинство, жизнь плода защищена от момента зачатия». Пункт 1 § 3 Закона Венгрии от 23.12.2011 «О защите семей»75 устанавливает гарантии защиты и уважения жизни ребёнка от момента зачатия. Согласно преамбуле Закона Венгрии от 17.12.1992 «О защите жизни человеческого плода» (с последующими изменениями)76, «жизнь человеческого плода, начиная с зачатия, заслуживает уважения и защиты». Согласно подпункту «c» пункта 3 § 2 указанного Закона Венгрии, государство обеспечивает содействие защите жизни человеческого плода.
· Согласно Конституции Словакии77, «каждый человек имеет право на жизнь. Жизнь человека достойна защиты ещё до рождения» (часть 1 статьи 15).
· Часть 1 статьи 6 Хартии основных прав и свобод78, входящей, согласно части 1 статьи 112 Конституции Чехии79, в её конституционную систему, устанавливает: «Каждый имеет право на жизнь. Человеческая жизнь достойна охраны ещё до рождения».
· Согласно статье 22 Общего Гражданского уложения Австрии от 1811 года (в редакции от 2014 года)80: «Нерождённые дети с момента их зачатия имеют право на защиту со стороны Закона. В той мере, в которой это касается их, а не прав третьих лиц, они считаются уже рождёнными».
· Согласно пункту «d» статьи 1841 Главы 90А «Защита нерождённых детей» Титула 18 Свода законов США81, «используемый в настоящей статье термин “нерождённый ребёнок” означает ребёнка, пребывающего в утробе матери, а “ребёнок в утробе” или “ребёнок, находящийся в утробе матери” – означает представителя вида homo sapiens на любой стадии развития, находящегося в матке». Пункт 3 части «а» статьи 13A-6-1 Свода законов штата Алабама (США)82 устанавливает: «“Лицо” – термин, применяемый к жертве убийства или насилия и означающий человеческого индивида, в том числе нерождённого ребёнка, пребывающего в утробе матери, на любой стадии
РЕЗОЛЮЦИЯ
Всероссийской конференции «Защита прав ребенка на жизнь и охрану здоровья до рождения» (26 марта 2015 года, г. Екатеринбург)
Организаторы: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по Правам ребенка при поддержке Губернатора Свердловской области
В ходе работы Всероссийской конференции «Защита прав ребенка на жизнь и охрану здоровья до рождения» были обсуждены состояние и перспективы законодательной и правоприменительной практики в сфере охраны прав ребенка на жизнь и охрану здоровья до рождения, включая социальные, морально-этические, духовнонравственные и юридические проблемы возникновения, реализации и защиты прав и интересов ребенка в пренатальный период его развития.
· Были рассмотрены также вопросы охраны репродуктивного здоровья подростков, защиты прав будущих матерей, Организации воспитания со школьной скамьи будущих родителей в духе ответственного отношения к зачатию, вынашиванию, рождению и воспитанию ребенка, роли образовательных учреждений в формировании уважения к материнству, отцовству и детству, воспитания у подростков ответственного отношения к. планированию и созданию семьи.
· Состоялся обмен опытом работы представителей субъектов Российской Федерации по социальному сопровождению беременных женщин, в том числе несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
· В своих выступлениях участники конференции отметили, что демографическая ситуация в России является одной из наиболее острых социальноэкономических проблем, затрагивающей интересы национальной безопасности государства. Были отмечены успехи, достигнутые в вопросах пренатальной и перинатальной медицины, обеспечения охраны здоровья беременных женщин и репродуктивных функций подростков. Обобщены положительные практики по управлению рисками Семейного неблагополучия и работы центров (кабинетов) кризисной беременности.
· Серьёзное внимание уделено проблемам, которые в настоящее время препятствуют созданию благоприятных условий для эффективной реализации и защиты прав ребенка на жизнь и охрану здоровья до рождения. В их числе социальные и экономические проблемы молодых семей: недостаточное материальное обеспечение и бытовая неустроенность, отсутствие у будущих родителей работы, неполные семьи
· Острой остается проблема абортов, в том числе среди несовершеннолетних. Велика доля социально Значимых заболеваний, актуальны проблемы асоциального образа жизни определенной категории молодежи — будущих родителей, беременных женщин. Так, результаты медицинских осмотров показывают, что до достижения 16-ти лет 56% Девочек уже имели сексуальный опыт, а к 18 годам трудно найти подростка, который не имел бы половых контактов. Более того, 15% подростков за полгода поменяли до 5-ти партнеров. До 20% беременных женщин употребляют алкоголь, более 10% никотинозависмы, есть и такие, кто употребляет наркотики. По данным ежегодных профилактических осмотров до 14% девочек и 25% мальчиков имеют заболевания репродуктивной системы, и более 25% девочек до 18 лет имели заболевания, передающиеся половым путём. На репродуктивное здоровье подростков сильное влияние оказывает и чрезмерная учебная нагрузка. Актуальность вопросов охраны здоровья матери и ребёнка возрастает в условиях ухудшающейся экологии. Увеличивается количество пренатально выявленных случаев патологий у будущего ребёнка.
· Усилились тенденции устранения семьи от вопросов нравственного воспитания детей. При этом антисоциальное, безнравственное, антиобщественное поведение родителей закладывает разрушительные установки в сознание юношей и девушек - будущих матерей и отцов. Как Итог, отмечается сексуализация поведения подростков и негативные тенденции роста сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних.
· Кроме того, на протяжении последних 25 лет в структуре младенческой смертности около четверти случаев — это гибель новорожденных на дому в социально-неблагополучных семьях. Это свидетельствует о том, что медицинские проблемы постепенно отходят на второй план, а социальные остаются неразрешенными. Дополнительный негативный эффект даёт низкий уровень психологопедагогического и медико-социального сопровождения несовершеннолетних в образовательных организациях. Эта проблема усугубляется катастрофической нехваткой специализированных кадров для оказания квалифицированной психологической помощи подросткам, отсутствием нормативно-правовой регламентации порядка межведомственного взаимодействия но вопросам предотвращения семейного неблагополучия, оказания всесторонней помощи семье.
· При этом органами государственной власти недостаточно активно привлекаются общественные объединения и традиционные религиозные конфессии для работы по социальному и психологическому сопровождению беременных женщин и участия в воспитании школьников в духе ответственного отношения к своим будущим семейным и родительским обязанностям, к рождению и воспитанию своих детей. Недостаточное внимание уделяется поддержке «нормальных», благополучных семей, проблем у которых не меньше, чем у семей, находящихся в социально опасном состоянии.
· Участниками конференции выделен комплекс проблем правового характера, требующих неотложного разрешения. Прежде всего, остается неоднозначной ситуация с нормативным определением статуса ребенка в пренатальной стадии его развития. Право на жизнь, предусмотренное Конституцией Российской Федерации, в первую очередь, должно обеспечиваться правом на сохранение и поддержание жизни, в том числе и правом на рождение, которое в российском законодательстве не регулируемся.
· Правовым нонсенсом следует признать ситуацию, когда законодатель, наделяя не родившегося ребенка определенными имущественными правами, не закрепляет за эмбрионом самого главного, базового права - права на жизнь. Так, зачатый ребёнок согласно гражданскому законодательству может выступать в качестве наследника уже до своего рождения. В соответствии со ст. 1116 Гражданского кодекса Российской Федерации дети, зачатые при жизни наследодателя, могут призываться к наследованию. При наличии зачатого, но ещё не родившегося наследника выдача свидетельства о праве на наследство приостанавливается, а раздел наследства может быть осуществлён только после рождения такого наследника (статьи 1166,1163 ГК РФ).
· Нуждается в совершенствовании также и российское уголовное законодательство. Так, Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за надругательство над телами умерших, но не содержит нормы об ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и целостность эмбриона как законодательной гарантии обеспечения права ребенка на «будущую» жизнь (кроме специальной нормы статьи 123 УК РФ «Незаконное проведение искусственного прерывания беременности», не охватывающей все разновидности общественно опасных посягательств на жизнь не рождённого ребенка).
· Сохраняются неразрешенные нравственно-этические и правовые проблемы, касающиеся разрешения конфликта прав матери и ее еще не родившегося ребенка, а также порядка регистрации новорожденных, которые нередко оформляются по устному заявлению свидетеля.
· Несимметричная ситуация складывается и с правом ребенка иметь обоих родителей: женщине предоставлено по закону право самостоятельно решать вопрос о сохранении или прерывании беременности без учета мнения будущего отца зачатого ребенка.
· Неоднозначно с правовой точки зрения урегулированы вопросы суррогатного материнства. Не определены критерий разграничения этого правового института, установленного статьей 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пункты 9, 10), от торговли людьми. предусмотренной пунктом «б» части 1 статьи 127.1 УК РФ (например, в случаях передачи ребенка суррогатной матерью по договору за вознаграждение).
· Таким образом, современные социальные вызовы, в том числе связанные с развитием новых медицинских технологий, требуют адекватного ответа от общества и государства. И не просто ответа, а формирования действенной системы противостояния этим вызовам.
По итогам обсуждения проблем защиты драв ребенка на жизнь и охрану здоровья до рождения, состоявшегося в ходе пленарного заседания и рабо- чих секций, участники Конференции считают необходимым заявить:
· Обеспечение эффективной защиты прав ребенка на жизнь и охрану здоровья до рождения является одним Из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, которое должно носить системный и последовательный характер.
В целях решения обозначенных проблем участники конференции предлагают:
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Разработать и принять следующие федеральные законы:
а) Федеральный закон «Об охране здоровья ребенка» с целью обеспечения правовой защиты здоровья ребенка на всех этапах его развития, в том числе и внутриутробного, с учетом общепризнанных Принципов и норм международного права, закрепленных:
- преамбулой Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией Генеральной Ассамблей ООН от 20 ноября 1989 г.), согласно которой государства-участники Конвенции, в том числе Россия, признают, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в надлежащей правовой защите, как до, так и после рождения». - статьями 1, 6 Конвенции ООН «О правах ребенка»; - статьей I Декларации о правах ребёнка, принятой Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи 20 ноября 1989 года; - Хартией «О правах ребенка До, Во время и После родов» (принята на Генеральной Ассамблее Международного общества пренатальной и перинатальной психологии и медицины 3 июня 2005 года в Гейдельберге);
При этом законодательно установить:
- правовой статус ребенка в-Пренатальный период; - принцип признания государством ценности жизни и человеческого достоинства ребенка на пренатальной стадии развития; - особые правовые гарантам охраны жизни будущего ребёнка в пренатальный период, гарантирующие, что зачатый ребенок не может быть объектом никаких иных действий, кроме как направленных на защиту жизни, здоровья этого ребенка и его матери;
б) Федеральный закон «О защите материнства в Российской Федерации», где особо выделить случаи защиты материнства государством, подчеркнув, что материнство охраняется как до рождения, так и после рождения ребенка;
в) Федеральный закон «Об охране репродуктивного здоровья граждан», в котором регламентировать права, обязанности и гарантии участников процедур ВРТ (вспомогательных репродуктивных технологий);
г) дополнить действующий Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» главой* регулирующей права неродившегося ребенка (как имущественные, так и неимущественные).
2. В целях защиты ребёнка в утробе матери законодательно закрепить ответственность женщины, вынашивающей плод, за его здоровье и нормальное развитие в случаях употребления ею табачных изделий, спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ (без назначения врача), умышленно совершающей иные действия,, создающие реальную угрозу жизни и здоровью ребенка.
3. Инициировать обсуждение законопроекта о внесении в часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации дополнения в виде слова «отцовство», благодаря чему будут регулироваться права отца неродившегося ребенка, которые в настоящее время остаются вне конституционно-правового поля.
4. Разработать проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с целью введения норм, обеспечивающих качественную компоненту профилактики семейного и детского неблагополучия, нормативного закрепления порядка межведомственного взаимодействия в этих вопросах, а также взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с традиционными религиозными конфессиями и социально-ориентированными НКО.
5. Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» изменения, ограничивающие распространение в СМИ информации, подменяющей традиционные для России культурные семейные ценности и нормы деструктивными антисемейными ценностями и нормами (в том числе в художественных и документальных фильмах, новостных программах и передачах).
6. Внести в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» изменения в части принятия дополнительных мер по регулированию коммерческой и социальной рекламы в интересах семьи. Правительству Российской Федерации:
1. Продлить до 2020 года действие Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 года № 2302-р.
2. Создать межведомственную межрегиональную рабочую группу по разработке проекта федерального закона о регулировании вспомогательных репродуктивных технологий (включая суррогатное материнство), направленного на правовое регулирование отношений в сфере репродуктивной деятельности, усиление правовых гарантий Граждан на получение своевременного и качественного лечения бесплодия, охрану прав и законных интересов родителей и суррогатных матерей, определение правового статуса рожденного ребенка при суррогатной матери, установление функций и компетенций уполномоченного государственного органа в части регулирования указанной деятельности, установление общих правовых, организационных, экономических принципов оказания содействия со стороны государства лицам, прибегающим к помощи репродуктивных технологий с целью рождения детей*
3. Принять меры по формированию у населения, в том числе среди несовершеннолетних, системы ценностей, ориентированной на ответственное отношение к созданию семьи и выполнению родительских обязанностей.
4. Проанализировать правоприменительную практику регистрации Новорожденных по устному заявлению свидетелей и в случае необходимости разработать предложения по внесению изменений в ст.14 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143ФЗ «Об актах гражданского состояния» с целью недопущения использования установленного законом порядка в противоправных целях.
5. В целях снижения уровня учебной нагрузки на обучающихся в общеобразовательных учреждениях:
а) подготовить проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнив перечень основных понятий, используемых в настоящем Федеральном законе, понятием «учёба», определив его как «вид умственной трудовой деятельности обучающегося, на которую распространяются нормы учебного времени. Общая нормальная продолжительность учебного времени устанавливается для всех основных возрастных категорий обучающихся»;
б) внести изменения в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с целью установления лимита общего учебного времени, включающего суммарную величину аудиторной образовательной нагрузки и нагрузки на выполнение домашних заданий, для всех возрастных категорий обучающихся, установив предельную суммарную величину учебной нагрузки для обучающихся 10-11 классов - не более 35 академических часов в неделю.
6. Обеспечить межведомственный комплексный подход к решению проблемных вопросов в сфере охраны физического и психического здоровья семьи, материнства, отцовства и детства, в том числе в части совершенствования (развития) системы психологического сопровождения беременных женщин, отцов и матерей, включающей центры здоровья, клиники, дружественные молодёжи, кабинеты здоровья в школах, детские поликлиники, медико-социальные службы, кабинеты или отделения детских поликлиник.
7. Разработать и утвердить регламент взаимодействия профильных органов государственной власти между собой и с общественными объединениями в сфере оказания помощи беременным Женщинам и молодым матерям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Министерству здравоохранения Российской Федерации:
1. Организовать профилактич ескую работу в женских консультациях по вопросам пагубности с медицинской и психологической стороны искусственного прерывания беременности в случаях отсутствия медицинских показаний. Привлечь для этой работы психологов, социальных работников, представителей религиозных и общественных организаций, занимающихся проблемами охраны материнства и детства.
2. Внести изменения в Этический кодекс российского врача и Клятву российского врача, закрепив в них право врача на отказ от производства аборта.
3. Принять меры по повышению уровня нравственно-этической культуры специалистов врачей, среднего, младшего медицинского персонала, которые работают непосредственно в лечебных учреждениях в случае решения матерью проблемы прерывания беременности.
4. Обеспечить подготовку и переподготовку в подведомственных организациях образования необходимой численности специалистов по пренатальной и перинатальной психологии.
5. Принять меры по дальнейшему развитию системы подготовки и переподготовки медицинских психологов для работы в социальных центрах и специализированных кабинетах.
Организовать и провеет в нескольких пилотных субъектах
6. Российской Федерации федеральный аудит эффективности доабортного консультирования с целью выработки рекомендаций по совершенствованию работы в сфере профилактики искусственного прерывания беременности.
7. Рассмотреть возможность премирования медицинских работников за достижения в области сохранения жизни нерожденного ребёнка и предотвращения абортов. 8. Утвердить приказом Минздрава России Протокол объявления родителям диагноза синдрома Дауна или другой патологии у ребенка. Использовать за основу проект протокола, разработанного в Свердловской области.
9. Обязать руководителей организаций здравоохранения размещать в помещении и на территории указанных, организаций информационные стенды, предоставляющие беременным женщинам информацию о том, куда им обращаться в случае рождения ребёнка с особенностями развития, включая сведения о государственных, муниципальных органах, НКО, общественных организациях, куда родители могут обратиться за поддержкой.
10. Совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации выработать четкие межведомственные методические рекомендации по межведомственному сопровождению беременных женщин и профилактике отказов от новорожденных.
11. Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации обеспечить размещение в подведомственных образовательных и медицинских организациях наглядные материалы, демонстрирующие ценность каждого периода жизни и развития ребенка до и после рождения.
Министерству образования и науки Российской Федерации: 1. Выработать единые принципы и требования к воспитанию несовершеннолетних, определить его цели и задачи, направленность его содержания в учебно-воспитательном процессе школы. Привлечь к этому процессу родителей обучающихся, использовать ресурсы Общероссийской общественной организаций - «Общество ЗНАНИЕ России».
2. Разработать и ввести в образовательные стандарты учебный курс, посвященный нравственно-этическим и психологическим основам семейной жизни и подготовке несовершеннолетних к выполнению семейных, в том числе будущих родительских обязанностей. Исключить возможность проникновения в образовательные программы курсов, пропагандирующих ранние половые связи и провоцирующих несовершеннолетних к добрачной сексуальной жизни.
3. Разработать и включить в примерную программу по воспитанию, разрабатываемую образовательным учреждением, инвариантный блок с целью формирования у несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) ответственного отношения к семейным, в том числе будущим родительским обязанностям в сочетании с трудовым воспитанием. Рекомендовать его для внедрения образовательным организациям.
4. Осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей обучающихся по вопросам воспитания детей в духе уважения традиционных семейных ценностей, ответственного отношения к семейным, в том числе будущим родительским обязанностям. Использовать все гуманитарные курсы в школе для пропаганды среди несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) ценности семьи, материнства, отцовства и детства, формирования уважительного и бережного отношения к человеческой жизни, в том числе жизни нерожденного ребенка.
5. Принять меры нормативно-правового характера, которые позволят закрепить обязанность образовательной организации выделять в штатном расписании ставку специалиста, оказывающего психолого-педагогическую и медикосоциальную помощь обучающимся.
6. Изучить и проанализировать эффективность опыта Пензенской области по внедрению в общеобразовательных школах предмета «Семьеведение» в целях определения целесообразности его распространения в масштабах Российской Федерации.
7. Обеспечить разработку и реализацию комплекса мер по повышению авторитета и престижа профессии педагога.
8. Совместно со специалистами Минздрава России и при участии представителей родительского движения и иных общественных объединений разработать учебные программы по правовому, психологическому и семейному воспитанию несовершеннолетних и молодежи.
Министерству труда и социальной защиты РОССИЙСКОЙ Федерации:
1. Совместно с другими профильными федеральными органами исполнительной власти разработать комплекс мер, направленных на пропаганду полной многодетной семьи и других традиционных семейных ценностей.
2. Закрепить нормативы открытия центров сопровождения детей и семьи из расчета J на 10000 детского населения.
Субъектам Российской Федерации:
1. Принять комплекс мер, направленных на:
1) расширение сети «Клиник, дружественных к молодежи», центров кризисной беременности, центров поддержки матерей, попавших в трудную жизненную ситуацию, особенно несовершеннолетних;
2) совершенствование работы центров здоровья;
3) укрепление психологической службы в образовательных организациях и повышение эффективности ее работа, в том числе по ранней профилактике девиантного поведения обучающихся (воспитанников);
4) доукомплектование всех женских консультаций психологами и специалистами по социальной работе, организацию на базе женских консультаций курсов родительской компетенции;
5) организацию медико-социального и психологического сопровождения беременных женщин, у которых выявлены патологии развития плода;
6) организацию мониторинга социально-неблагополучных семей, имеющих детей, специалистами организаций здравоохранения; 7) внедрение пошаговых протоколов ведения детей и беременных женщин в зоне действия фельдшерско-акушерских пунктов и общеврачебных практик;
8) введение психологической профилактики абортов и девиантного родительства, психологического сопровождения беременных женщин, молодых семей и семей «группы риска», а также психологического патронажа в послеродовый период;
9) организацию социально-психологической помощи несовершеннолетним, направленной на сохранение репродуктивного здоровья, подготовку к семейной жизни и рождению детей,, ориентации на здоровую семью, профилактику ранних половых связей среди подростков;
10) укрепление традиционных российских семейных ценностей, ориентированных на создание многодетной семьи, уважительного отношения к старшим, целомудрие, терпение и любовь, их популяризацию с использованием СМИ и других информационных технологий;
11) защиту прав Детей, находящихся В трудной жизненной ситуации, в том числе права ребенка жить и воспитываться в семье, повышение качества жизни семей с детьми;
12) совершенствование работы по профилактике социального сиротства, повышение эффективности межведомственного взаимодействия в сфере раннего выявления кризисной ситуаций в семье, оказания действенной помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
13) совершенствование, системы социальных льгот и выплат для граждан, имеющих детей;
12) организацию сотрудничества с социально, ориентированными некоммерческими организациями, деятельность которых направлена на поддержку семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Рассмотреть возможность выделения социального жилья беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
4. Изыскать возможности для открытия групп дневного пребывания для детей, социальных гостиниц для беременных женщин и женщин с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. В целях уменьшения распространенности врожденных аномалий среди новорожденных за счет предотвращения неблагоприятных воздействий окружающей среды в период зачатия и беременности рассмотреть возможность принятия комплексной региональной программы направленной на экологическую реабилитацию территории.
Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка организовать обсуждение проблем защиты прав ребенка на жизнь и охрану здоровья до рождения с привлечением представителей родительского сообщества и всех традиционных религиозных конфессий. Уполномоченным но правам ребенка в субъектах Российской Федерации принять меры по доведению данной резолюции до органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также до глав местного самоуправления муниципальных образований. Способствовать её реализации.
Участники Конференции единодушно выражают уверенность в том, что её результаты полезны и актуальны в свете стоящих перед страной задач по реализации государственной политики а сфере дететвосбережения.
Участники Конференции призывают органы Государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской федерации, органы местного самоуправления содействовать реализации изложенных в ней предложений,
По решению участников конференции настоящая резолюция направляется для публикации в печатные и электронные СМИ, а также в заинтересованные органы государственной Власти и местного самоуправления.
ü Я буду проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности»
Из Женевской декларации Всемирной Медицинской Ассоциации, принятой второй Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации (Женева, 1948 г.), дополненной двадцать второй (1968 г.), тридцать пятой (1983 г.) и сорок шестой (1994 г.) Всемирной Медицинской Ассамблеей.
ü «Православная Церковь, ни при каких обстоятельствах, не может дать благословение на производство аборта. Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака. Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта»
«Основы социальной концепции Русской православной церкви»,
ü «Настало время, когда мы все вместе должны очень серьезно работать над тем, чтобы количество абортов радикально уменьшилось»
ü Еще одна проблема, в отношении которой складывается определенный консенсус в обществе, — это аборты. Я неоднократно поднимал эту тему, буду говорить об этом и впредь, пока мы не придем к разумному решению, исключив лишение жизни по желанию (а не по медицинским показаниям) из понятия «медицинская помощь», выведем аборт из обязательного медицинского страхования. Знаю, что эта тема по-разному преломляется в общественной дискуссии, но глубоко убежден в том, что количество абортов нужно сократить. Тема умножения населения — это одна из важнейших тем. Огромные просторы страны, мощное экономическое развитие требуют большого количества людей, и народонаселение — одна из важных целей, которые сегодня стоят перед государством. Она легко решается, если мы сокращаем на порядок количество абортов. За 10 лет численность населения вырастет на 10 миллионов, если добиться прогресса в предотвращении и искоренении абортов из нашей жизни. А потом по возрастающей — и 150, и 160 миллионов, — и это отнюдь не фантазия! Никакие иные способы не смогут помочь так радикально решить тему народонаселения, как значительное ограничение абортов.
ü Продолжается экспертный диалог между Министерством здравоохранения Российской Федерации и представителями Церкви. Это непростой путь, но мы должны его пройти. Незыблемое основание для достижения понимания — это ценность человеческой жизни. Глубоко убежден в том, что именно ценность человеческой жизни и должна быть главной темой диалога Церкви с системой здравоохранения, и не только с ней, но и с культурным сообществом, со всеми другими частями нашего социума, заинтересованными в радикальном изменении ситуации, обеспокоенными вопросами роста нашего населения и преодоления проблем, которые сегодня стоят на повестке дня именно потому, что нас недостаточно, что нас не так много, как должно быть на просторах великой России.
Святейший Патриарх Кирилл
ü «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама». «Исламский кодекс медицинской этики»
ü По инициативе президента Аргентины Карлоса Менема в Аргентине введен Национальный день нерожденного ребенка. Он будет проходить каждый год 25 марта на Благовещение (день зачатия Господа Иисуса Христа) у католиков.
ü В Ирландии создано «Общество в защиту нерожденных детей»
ü В Риге открыт памятник нерожденным детям.