В.М.Теребихин Экспертное мнение: ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 1994 ГОДА КАК РЕЗУЛЬТАТ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РЕФОРМЫ (к 30-летию Конституции РК)
17 февраля 2023 года Республика Коми отметит важную дату в истории становления Коми регионального конституционализма и новейшей политической истории республики – 30 годовщину принятия третьей в своей истории Конституции.
К этому значимому событию в политической жизни региона нами подготовлен экспертный материал «Принятие Конституции Республики Коми 1994 года как конституционная революционная реформа».
В данном материале для экспертного обсуждения мы изложили авторскую, имеющую дискуссионный статус, интерпретацию характера принятия Конституции Республики Коми 1994 года.
Как мы полагаем, одной из научных проблем новейшей политической истории республики и истории регионального конституционного строительства, является оценка характера принятия Конституции Республики Коми, поскольку характер ее принятия оказывает сущностное влияние на основные тенденции эволюции «первозакона» региона в период III общероссийского конституционного цикла и на содержание перспектив процесса ее дальнейшего развития.
Следует отметить, что в конституционном праве не сложилось единой точки зрения на содержание и оценку принятия Конституции РФ 1993 года. Одни исследователи определяют данный процесс как результат конституционной реформы, другие считают, что это была конституционная революция.
В региональных конституционно-правовых и историко-правовых исследованиях эта проблема не дискутировалась.
Для анализа процесса регионального конституционного строительства одной из важнейших категорий является понятие «конституционная модернизация» - процесс изменения конституции в целях согласования ее норм с изменившейся социальной реальностью. При этом модернизация реализуется в двух, так называемых чистых моделях конституционных изменений – модернизаций: конституционная революция и конституционная реформа.
Конституционная революция (или конституционный переворот) – такие радикальные изменения основного закона, которые не вытекают из его собственных положений и норм и, следовательно, ведут к созданию совершенно новой конституции.
Конституционная реформа – такое изменение основного закона, которое осуществляется в соответствии с его собственными нормами и, следовательно, представляет собой его дальнейшее правовое развитие в новой социально-политической реальности.
Кроме того, для научной диагностики, оценки «революционности – реформационности» принятия конституции важное значение имеют понятия: «правовая континуальность» (или правовой континуитет – преемственность) и «перерыв в правовой постепенности». Под «перерывом в правовой постепенности», по мнению правоведа И.Н. Барцица, «следует понимать революционное преобразование нормативно-правовых основ функционирования государства, переход правовой системы в новое качественное состояние, кардинальное изменение принципов деятельности государственной власти, переход к иному конституционному строю»
Еще одной категорией, необходимой для оценки характера принятия конституции, является «конституционный кризис». По оценке исследователя А.М. Медушевского – «это ситуация, при которой основной закон теряет легитимность (когда возникает разрыв легитимности и легальности) либо Конституция или часть ее норм вступают в радикальное противоречие с политической реальностью».
Анализ историко-конституционного развития и конституционно-правовой ситуации республики конца 80-х – начала и середины 90-х годов – активной фазы периода общероссийской социетальной трансформации и сравнительный анализ текстов второго и третьего основных законов региона, позволяет сделать вывод, что 17 февраля 1994 года в региональном конституционно-правовом пространстве и политической системе региона произошла революционная конституционная реформа. Принятие Конституции Республики Коми 1994 года явилось результатом конституционной революционной реформы.
«Революционность» нового основного закона республики заключалась в том, что в целом конституция 1994 года, как «по духу так и по букве», радикальным образом отличалась не только от конституции образца мая 1978 года, но и от ее последних (многочисленных) модернизированных редакций периода кризиса легитимности советской модели номинального конституционализма.
Последняя редакция второй конституции республики, (28 апреля 1993 года), по нашему мнению, была формой отражения конституционного кризиса в регионе. Это была конституция переходного периода. Она представляла собой сложный конгломерат (не системных, не комплексных), не связанных между собой (не когерентных), а нередко и противоречащих друг другу конституционных норм, включающих в себя нормы советской конституции мая 1978 года и демократические конституционные новеллы периода начавшейся с начала 90-х годов социетальной трансформации, «ревореформы». Поэтому, выход из тупиковой кризисной ситуации невозможно было осуществить путем сохранения правовой преемственности (континуальности).
Формой разрешения этого кризиса стало принятие Конституции Республики Коми 1994 года. Как считал первый председатель Конституционного Суда РК, один из авторов Конституции 1994 года, известный российский конституционалист Ю.В. Гаврюсова «Конституция РК изменила вектор общественного, государственного, экономического развития на противоположный». Правовед О.Плоцкая отмечает, что «от социалистической республики, провозглашаемой в советских Коми конституциях, Конституция Республики Коми направляет общество к демократическому государству, где система органов власти основана на принципе разделения властей, с господством политического, идеологического плюрализма». Республика обрела принципиально новый конституционный акт.
Но, вместе с тем, следует учитывать тот факт, что некоторая часть норм Конституции 1994 года была «трансплантирована» из поздних редакций Конституции Коми АССР, Коми ССР и Республики Коми в процессе «реформирования – модернизации» предшествующего основного закона – Конституции Коми АССР, Коми ССР 1978 года, прежде всего, под влиянием 8 российских конституционных реформ 1989-1992 годов.
На основе анализа информационно-аналитических материалов правоведов-конституционалистов Л.В.Четвериковой и А.В. Турковой мы подсчитали, что из 22 изменений, вносившихся во вторую конституцию республики за 3 последних года ее 16-летнего действия (на 1990-1992 годы), приходится 80 процентов всех изменений.
Кроме того, Конституцию Республики Коми принимал Верховный Совет – легальный и легитимный институт, наделенный Конституцией 1978 года (в редакции 1993 года) учредительной властью, а не какой-либо «революционный орган». Таким образом, Конституция Республики Коми была принята также и в результате конституционной реформы, «реформационной модернизации».
Исходя из вышеизложенного можно сделать обобщающее экспертное заключение, что принятие третьей по счету, но первой Конституции Республики Коми, «обладающей всеми основными юридическими свойствами, которые присущи конституциям современного демократического правового государства», «первого Основного закона Коми государства разработанного непосредственно в республике, учитывающего ее исторические, экономические, географические, культурные, национальные особенности», как своего рода юридизированной нормы, нормативно-правового результата и институционально-правовой формы отражения и разрешения социально-политических противоречий, стало результатом сложного сочетания, взаимодействия разрыва правовой постепенности и правовой преемственности (континуальности) – конституционной революционной реформы – формой разрешения конституционного кризиса.
Принятие Конституции 1994 года обеспечило создание условий для перехода от номинального советского конституционализма к реальному конституционализму, поскольку, по мнению известного российского правоведа, первого Председателя Конституционного Суда РК, профессора, одного из авторов Конституции РК 1994 года Ю.В. Гаврюсова, «только с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года и Конституции Республики Коми 1994 года появились основания утверждать, что в Республике Коми идет становление конституционного строя как определенного способа организации государства, закрепленного в его конституции».
Политико-правовой статус региона согласно ст. 1 и статье 61 Конституции:
· Республика Коми (государство) в составе Российской Федерации, равноправный субъект Российской Федерации.
Республика, в соответствии с нормами ее конституции обладает качествами правового, социального и демократического государства.
Республика имеет свою правовую систему, в которую входят конституция, законы, и подзаконные акты. Правовая система РК образует собственное конституционное право, которое, однако, не разрывает единого конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект.
С политологической точки зрения, по форме правления, Республика Коми является президентско-парламентской республикой с сильной властью высшего должностного лица, в определенной степени, стоящего над ветвями власти и выполняющего функции координации функционирования всех институтов политической системы, арбитра, медиатора и руководителя региона, несущего ответственность за гармоничное развитие всех сфер и подсистем его общественной жизни.
На основе Конституции к настоящему времени в республике сформировалась современная политическая система взаимосвязанная и взаимодействующая с экономической, социальной и духовно-культурной системами общественной жизни региона и включающая: институциональную, коммуникативную, нормативную, духовную, культурно-идеологическую подсистемы.
В структуру институциональной подсистемы политической системы входят:
· Государственная власть: ее основные виды «ветви»: законодательная исполнительная, судебная и органы государственной власти;
· Государственные органы, государственно-общественные объединения, государственные СМИ;
· Местное самоуправление: исполнительные и представительные органы, ТОСы, институт старост.
· Институты гражданского общества: партии, общественные объединения, национально-культурные автономии, казачьи объединения, негосударственные и общественные СМИ, религиозные организации, добровольчество (волонтерство) и др.
Следует отметить, что важнейшим, системообразующим элементом политической системы, всего политического спектра регионального общества, авторитетным и системно действующим институтом гражданского общества региона является Коми региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», партии Путина, партии Победы. Ее многогранная, затрагивающая все сферы общественной жизни региона деятельность способствует созданию условий для социально-экономического и общественно-политическое развитие республики.
С точки зрения видения перспектив развития регионального конституционного строительства, эксперт предлагает федеральным органам государственной власти совместно с юридическим научным и экспертным сообществом осуществить проектирование концепции стратегии развития регионального конституционализма, регионального конституционного строительства.
По нашему мнению в регионе актуализируется проблемы проектирования стратегии общественно-политического развития РК (или стратегии повышения эффективности функционирования политической системы республики), как составной части общей стратегии преображающего развития республики. Некоторые идеи к ее проектированию изложены автором в экспертном материале, размещенном на сайте Партии Экспертное мнение: «К вопросу о проектировании стратегии общественно - политического развития республики» к 102 годовщине Республики Коми (er.ru)
Автор приглашает экспертное сообщество в рамках и контексте проведения информационных, просветительских, научно-исследовательских и иных мероприятий к юбилею Конституции региона принять участие в обсуждении актуальных проблем конституционного строительства, конституционного процесса в республике.