Владимир Теребихин. Экспертное мнение «Идеи к проектированию концепции стратегии социогуманитарного преображения России»
· «Преображение нас самих неотделимо от преображения нашей культуры, институтов и общественной жизни».
П.А.Сорокин
· Мы должны помнить, что преображение — это наша задача.
Преображение — это не просто изменение. Это изменение, которое обеспечивает движение вверх — личности, общества, государства, народа.
Святейший Патриарх Кирилл
· Глубоко убеждён в том, что в сердце нашей философии должно быть развитие человека, развитие моральное, интеллектуальное и физическое».
· «Человек - цель и миссия развития – именно образованные, творческие, духовно и физически здоровые люди – будут главной силой России этого и последующего веков»;
В.В. Путин
· Приоритет нашей стратегии, конкретных планов и проектов – достижение национальных целей развития. А это прежде всего сбережение народа России. Создание возможностей для самореализации и развития каждого человека, для его комфортной и безопасной жизни, для достойной работы, заработка и успешного ведения своего дела.
Народная программа Партии «Единая Россия"
· Духовное единство обеспечивается только внутренним преображением всего нашего общества, каждого из нас.
Соборное слово XXIV Всемирного Русского Народного Собора
Актуальность проектирования и реализации концепции социогуманитарного преображения России как составной части стратегии гуманитарного развития страны, жизнеутверждающей стратегии развития современной России, как одного из условий и направлений гармоничного интегративного развития России и ответов на современные гуманитарные угрозы и вызовы имеет «множественную каузацию» (П.Сорокин).
Учитывая формат экспертного материала, обозначим одну из них.
Во-первых, это обусловлено объективной необходимостью обеспечения высшей конституционной, стратегической цели государственного управления - «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», «формирование гармонично развитой личности». Это обусловлено и тем, что «человеческое развитие определяет сегодня 70% национального богатства».
Во - вторых, ключевым стимулирующим фактором социопроектирования и реализации проектируемой концепции является необходимость практического обеспечения основных положений обновленной, человеко-ориентированной Конституции РФ, реализации социогуманитарных национальных проектов, повышения качества человеческого потенциала, формирования традиционных духовных ценностей, , гармоничного интегративного развития страны, обеспечение телеологических политико-управленческих гуманистических установок главы российского государства В.В.Путина. Владимир Теребихин. Экспертный материал: «Гуманистический политико-управленческий кодекс государственной деятельности Президента России В.В.Путина» (er.ru), практической реализации человеко-ориентированной Народной программы партии.
Напомню, что понятие «гуманистический политико-управленческий кодекс государственной деятельности Президента России В.В.Путина» номинируется экспертом следующим образом:
«Это системная гуманистически и демократически ориентированная деятельность главы государства российского включающая, формулировку, определение «системокомплекса» высших гуманистических целей, целевых ориентиров российского государства, государственного управления отраженных по инициативе Президента в обновленной Конституции России, основных документах стратегического управления, государственной политике, инициирование проектирования, принятия комплекса человеко-ориентированных документов стратегического управления: концепций, стратегий, государственных программ, национальных проектов, создание системы президентского контроля за их реализацией, утверждение гуманистически ориентированной критериально-индикативной системы оценки эффективности государственного управления и целого ряда других направлений и форм государственной деятельности главы государства российского В.В. Путина - одного из лучших государственных деятелей в истории России, «национального лидера, беззаветно преданного Отечеству, искренне любящего Родину и отдающего ей все свои силы, способности и дарования» (Святейший Патриарх Кирилл).
В- третьих проектирование и практическая реализация концепции детерминируется необходимостью ответов на целый комплекс взаимосвязанных социогуманитарных опасностей, вызовов и угроз (социоантропологических вызовов, угроз в сфере духовной, социокультурной, информационно-психологической, идентификационной, ментальной, миграционной безопасности, цивилизационной безопасности России в языковом измерении, угроз межпоколенческой преемственности, формирования ценностного дефицита, «виртуализации человеческого бытия», «глобальной психоманипуляции» (А.Гостев), угроз подмены ценностей сознательно проводившихся в рамках ценностной войны государствами западной цивилизации, сетевой войны, которая тотально стремится охватить все структуры человеческой жизнедеятельности, в том числе экономическую, ментальную и другие сферы, рост степени рискогенности различных сред от социетального уровня до повседневной жизни людей, виктимизация населения, особенно новых территорий России (С.П.Ставило).
Автор рассматривает концепт «преображение» как глубоко укорененное в архетипах традиционной российской ментальности и русской (российской) духовной культуре, «базирующейся на ценностях, сформировавших архетип русского народа» понятие в следующих смыслах:
· это процесс качественных изменений, обеспечивающих движение вверх - к совершенству личности, семьи, общества, государства, народа, окружающего нас мира, процесс перехода из низкого и менее совершенного в более высокое и более совершенное состояние. Это такое «изменение, которое обеспечивает движение вверх - личности, общества, государства, народа».
· это «системокомплекс» процессов обеспечивающих «достижение совершенства человеческого в человеке», формирования гармонично развитой личности, «преображения человека в Человеке», раскрытие потенций заложенных «Человеком – Всевышним в человеке-смертном», формирования «нового качество человеческого в человеке. (А.Селиванов)
· это «духовная основа стратегии России», «идея и процесс возрождения российской цивилизационной идентичности, реализации идентификационной сущности России, заложенных в ней многомерных потенциалов жизнеспособности; принцип духовного смысла изменений к лучшему в России».
· это междисциплинарная, многомерная, полисемантическая, полифункциональная и одновременно интегральная категория, синтезирующую всю гамму многообразных, когерентных форм, процессов и векторов преображающего развития: пре(про)образование, возрождение, прогресс, реновация, гармонизация, инновация, модернизация, обеспечивающее преображающее сочетанное, кумулятивное, позитивное воздействие всей совокупности процессов развития на создание условий преображения человека, семьи, общества, государства.
· это сложный комплекс взаимообусловленных, всесторонне взаимозависимых, многомерных позитивных процессов человеческого развития включающих народосбережение, системное расширяющееся, опережающее воспроизводство и развитие человеческого потенциала: духовного, психофизиологического, демосоциального, трудового, общественно-политического, морально-нравственного, сбалансированное, устойчивое человеческое развитие, развитие пассионарности, процесс актуализации заложенного в человеке потенциала, осуществления «духовной мобилизации общества» (А.Проханов, Святейший Патриарх Кирилл), «возвышения человека над самим собой» (Святейший Патриарх Кирилл).
Автор в полной мере согласен с оценкой философа О.П.Скидан о том, что «базирующаяся на ценностях, сформировавших архетип русского народа, идея внутреннего (и в первую очередь – нравственного) преображения человека обладает огромным потенциалом».
Понятие «Социогуманитарное преображение России» концептуализируется и номинируется автором следующим образом:
· это такое развитие и креативное управление развитием страны, при котором обеспечивается существенный и опережающий рост «гуманитарных инвестиций», рост абсолютных размеров нематериального (или невещного) накопления в человеко-ориентированные инвестиционные сферы, обеспечивающие создание необходимых инфраструктурных, «средовых» условий для гармоничного развития человека, повышения качества человеческого потенциала, процесс преображения всех сфер и подсистем социогуманитарной жизни страны.
· Это процесс духовно-нравственного преображения российского общества, «возрождения духовного, культурного кода нации» (Патриарх Кирилл), мобилизацию духовной «иммунной системы страны» (С. С. Сулакшин), «подъем духовных энергий», «национального сознания» (Агеев А.И.), «духовно-нравственной консолидации общества» (Л.А. Гореликов), расширенное воспроизводство условий для свободного духовно-нравственного развития граждан.
· Это «новая гуманитарная революция» (В.Лепский, А. Райков, К. Колин).
Социогуманитарное преображение России с точки зрения государственного управления, понимается нами как осуществляемый органами государственной власти и местного управления при конструктивном, солидарном участии гуманитарного научного сообщества, политически активного населения и институтов гражданского общества, в том числе, традиционных религиозных конфессий, синхронный и интерактивный, общественно согласованный процесс научно-обоснованных инновационных, креативных качественных институциональных, структурно-функциональных преобразований (изменений) всех отраслей, институтов гуманитарно-духовной подсистемы политической системы, преобразований в системе управления социогуманитарным развитием страны, процесс формирования человеко-ориентированной модели государственного управления и местного самоуправления, процесс модернизации (повышение эффективности) всех социальных и гуманитарных (человеко-ориентированных) государственных политик (более 30), реализации социогуманитарных национальных проектов, внедрение технологий ценностно-ориентированного, креативного управления, инкорпорирование высоких инновационных, конвергентных гуманитарных технологий (креативных социогуманитарных, социокультурных инноваций) в практику государственного управления и местного самоуправления.
Одним из механизмов, обеспечивающих создание условий для достижения целей социогуманитарного преображения России является проектируемая автором доклада государственная многоуровневая и полисубъектная гуманитарная макрополитика.
В широком, политико-философском смысле государственная гуманитарная макрополитика - это человеко-ориентированная политика, обеспечивающая расширенное воспроизводство условий для самореализации и самоактуализации, гармоничного развития физических и духовных сил человека, реализации заложенных в человеке многомерных способностей и потенций, достижения человеком избранных им жизненных смыслов, расширения поля человеческой идентичности, повышения «качества качеств населения», формирования гармонично развитой личности.
Следует отметить, что социопроектирование концепции гуманитарного преображения как полипарадигмального, системного объекта и предмета исследования осложняется отсутствием единых интегральных концептуальных рамок и теоретико-методологических оснований, что обусловливает использование, интеграцию и взаимодополнительность различных непротиворечивых концептуальных антропопарадигм и подходов, теоретико-методологического потенциала многих гуманитарных, общественных наук, всей «суммы антропологий». Методологические подходы к проблеме социогуманитарного, антропологического преображения детерминированы работами авторов по философской, социальной, культурной, политической, богословской антропологии, культурологии, информациологии, психологии, педагогике поднимающих вопросы сущности человека, его сложной социокультурной и психосоматической природы, ценностей и идеалов в их субстанциальном и процессуальном контекстах.
Одной из важнейших из них - концепция интегральной человеческой личности выдающегося макросоциолога, уроженца земли Коми Питирима Сорокина 135 –летний юбилей которого, отметила научная общественность 4 февраля 2024 года.
Она включает следующий комплекс идей: идеи о человеке как удивительно интегральном существе, о преображении человека, о целостной и интегрированной личности, идеи о человеке как совпадении противоположностей, о многомерности образа человека, многоракурсности его свойств и качеств; о роли и значении «качества качеств» человека для развития общества; О структурной схеме личности.
Она также включает: систему антропо-ориентированных, гуманистических, духовно-нравственных мировоззренческих принципов (антропологизм, антропоцентризм: человек как самоценность, конечная и высшая ценность), теоретические основы амитологии как специфической прикладной дисциплины, изучающей возможности потенциала любви, дружбы и сотрудничества в межличностных и межгрупповых отношениях, теорию созидательного альтруизма, социальной солидарности, альтруистической любви. Программу альтруизации общества и систему методов альтруизации личности, теорию ценностей и этики. Программу моральной реконструкции человечества, антропо-психологические идеи. Структуру сознания человека. Ролевую структуру личности, учение о менталитете, систему потребностей человека, институты семьи, брака, образования, культуры, воспитания и их значение для «всестороннего развития личности» (П. Сорокин), идеи теории поведения человека: поведения человека в условиях революций, бедствий, девиантного, социально-благожелательного, креативного, социального, политического.
Тестирование многих из этих идей в контексте анализа современных социогуманитарных процессов, осуществленных экспертом в научных публикациях, показывает их актуальность и надежность.
Автор полагает, что в общем комплексе задач научного, аналитического и организационного обеспечения концепции социогуманитарного преображения можно рекомендовать органам государственной власти, Российской академии наук, научному и экспертному сообществом
· изучить вопрос о возрождении на новой организационной кластерной основе деятельности Института человека РАН как своеобразного научного антропокластера, который существовал в период 1992—2004 годов. Среди основных направлений института были философские и методологические основания комплексных исследований человека, проблемы детерминации развития человека, сознание как предмет междисциплинарных исследований, будущее человечества и перспективы развития личности, междисциплинарное изучение человека. В конце 2004 года Институт человека в ходе очередной трансформации РАН без достаточного научно-управленческого обоснования был присоединен к институту философии в виде небольшого Отдела комплексных проблем изучения человека, биоэтики и гуманитарной экспертизы.
Далее, как мы полагаем, в целях практической реализации концепции социогуманитарного преображения, целесообразно предложить:
· создать при Государственном Совете РФ Комиссию (Совет) по проблемам социогуманитарного преображения или по проблемам развития человека, наделенного в том числе, функцией координации деятельности научных институтов и организаций изучающих проблемы человеческого развития (антропологии, философии, социологии, психологии, физиологии человека, народонаселения, медицины, культурологии, педагогики, криминологии, суицидологии, богословской антропологии и др.);
· поддержать предложение известного российского философа, ведущего научного сотрудника Института экономики УрО РАН, Б.С. Павлова и ряда других экспертов о создании «министерства семьи, материнства, отцовства и детства РФ»;
· возродить практику подготовки и представления общественности комплексного государственного доклада о развитии человека в России.
· Осуществить проектирование и реализацию комплекса следующих концепций, стратегий и программ отсутствующих в арсенале государственного управления:
Ø Концепции формирования нравственного государства в РФ (на основе обновленной Конституции, включившей в число конституционных норм дополнительные духовно-нравственные основания, Указа Президента от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», идеях формирования нравственного государства Святейшего Патриарха Кирилла и материалов соборов ВРНС) или «Концепции перехода России, как государства-цивилизации, на нравственный путь развития» (он возможен при смене мировоззренческой парадигмы – переход от материалистической-монетарной к духовной-человеческой);
ü «Концепции социогуманитарного преображения России.
ü Стратегии государственной политики формирования традиционных духовных ценностей в РФ (на основе Указа Президента РФ, концептуальных идей ВРСН, резолюции Федерального Народного Совета «Сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей – основа государственной политики формирования гармоничного интегративного государства и солидарного общества» Резолюция ФНС (strategy24.ru) c1b332dc08bf83a0f55883a1b59a79b4.docx (live.com);
ü Стратегии формирования гармоничного солидарного общества (на основе концептуальных идеи Святейшего Патриарха Кирилла и материалов соборов ВРНС, Федерального Народного Совета, научных исследований проблем формирования солидарного гражданского общества);
ü Социального кодекса России – российского стандарта достойной жизни каждого гражданина, гарантируемого государством и обеспеченного обществом на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что является интегральным показателем, учитывающим ресурсный потенциал, характер, специфику и возможности развития на местах. Российского стандарта достойной жизни включающего: муниципальные стандарты уровня (качества) жизни, – региональные стандарты уровня (качества) жизни, – федеральные стандарты качества жизни;
ü Реализации рекомендаций проект актуальной, не реализованной социальной доктрины «Россия:социальная доктрина» и концепция программы действий (1996 г) изложенные в монографии «Человек социальный как цель и источник развития России: Научный доклад/ Под редакцией О.А. Александровой и В.В. Локосова. – М.: Изд-во « », 2018.);
ü Демографической доктрины Российской Федерации (или «Стратегии сбережения народа России до 2050 года», утверждённую XXIII Всемирным Русским Народным Собором и одобренную Общественной палатой Российской Федерации).
ü Концепции развитие государственной и корпоративной сферы современной медицинской реабилитации (включая возрождение советского опыта о создании профилакториев с лечебными центрами на всех крупных предприятиях).
ü Стратегии государственной семейной политики РФ на период до 2030 года (на основании соответствующей обновленной концепции)
ü Стратегии действий по сбережению мужчин, формированию ответственного и вовлеченного отцовства.( Стратегия-действий-по-сбережению-мужчин.pdf (idrras.ru)
ü Концепции государственной политики защиты жизни нерожденных детей.
ü Концепции корпоративной демографической политики
ü Концепции или стратегии (программы) государственной алкогольной политики.
ü Концепции и закон РФ о системе психологической помощи населению
ü Концепции, закона и стратегии современной государственной информационной политики
ü Стратегии формирования надлежащего (желаемого) образа будущего России;
ü Концепции системы формирования механизмов и технологий повышения доверия населения к власти;
ü Концепции развития гуманитарных и социальных наук
ü Закона РФ «О наказах избирателей в Российской Федерации»
ü Закона РФ о многодетной семье.
Ø Рекомендуется также включить категорию «преображение России» в дискурс теории и практики государственного управления
Автор полагает возможным рассматривать данный экспертный материал как рекомендации по дальнейшей реализации человеко-ориентироованной Народной программы Партии и как форму наказа избирателя кандидату на должность Президента Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину.