Владимир Теребихин. Экспертное мнение: Президент России о педагогах, наставниках и образовании (материал к проведению Года педагога и наставника)
Как известно, о проведении Года педагога и наставника «в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год – год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского –Президент России заявил на традиционной ежегодной встрече с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года России» в сентябре 2021 года .
Глава российского государства считает, что «смысл проведения Года педагога и наставника как раз и состоит в том, чтобы привлечь внимание общества к труду людей, которые отдают своё время и силы детям, молодёжи, нашему будущему».
Следует отметить, что идея проведения Года педагога принадлежит выпускнице одной из московских школ, 400-бальнице ЕГЭ, студентке факультета компьютерных наук Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Екатерине Гришиной. На онлайн-встрече Президента РФ с представителями общественности: преподавателями школ и вузов, выпускниками, учащимися и их родителями 25 августа 2021 года студентка предложила главе государства: «было бы здорово дать возможность всей нашей большой стране сказать спасибо нашим учителям и объявить один из последующих годов Годом учителя и наставника». Президент поддержал это предложение. «Да, Катя, это хорошая идея, хорошее предложение. У нас сейчас 2021 год, в 2023 году мы будем отмечать 200-летие Ушинского Константина Дмитриевича, это один из основателей российской педагогики. Можно так и сделать, 2023 год объявить Годом педагога». Также важно, что инициатива, исходящая от школьников, свидетельствует о том уважении, которое испытывают учащиеся к учителям.
В Республике Коми торжественное открытие Года педагога и наставника состоялось 27 января. Старт Году дали Глава Республики Коми, заслуженный деятель науки, секретарь Коми регионального отделения партии Владимир Уйба и и.о. министра образовании и науки Наталья Якимова.
Как известно, Партия и ее региональные отделения осуществляют широкий комплекс мер по практической реализации раздела «Современное образование и передовая наука» Народной программы Партии и партийного проекта «Новая школа» (Проекты партии - Новая школа (er.ru), в том числе и в новых субъектах России.
В республике федеральный партийный проект «Новая школа» успешно осуществляется под руководством его координатора - заместителя Председателя Госсовета РК, члена Президиума Регионального политического совета, доктора экономических наук Валентиной Жиделевой – педагога, имеющего значительный опыт руководства государственной политикой в сфере образования, организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях и преподавательской деятельности.
Эффективный депутатский контроль за реализацией национального проекта образования осуществляет комитет по социальной политике Госсовета РК, который возглавляет кандидат педагогических наук, заместитель Секретаря Коми Регионального отделения Партии, руководитель Региональной общественной приемной Председателя Партии в Республике Коми Надежда Дорофеева.
Экспертом ГБУ РК Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина, кандидатом философских наук, автором книги «Владимир Путин: главное для нас – это люди» (Владимир Путин: главное для нас - это люди! (super-izdatelstvo.ru) Владимиром Теребихиным подготовлен информационный материал «Президент России о педагогах, наставниках и образовании».
В материале, представляемом, партийной и педагогической общественности, организаторам образовательной политики, участникам реализации партийного проекта «Новая школа», изложен комплекс тематически рубрицированных политико-управленческих установок, позиций, мнений, суждений главы российского государства о миссии, роли и значении педагогического труда, образования (просвещения и воспитания), государственной политики в сфере образования для развития современного российского общества.
Структурно дизайн материала состоит из двух взаимосвязанных частей:
Президент России о значении, роли и миссии педагога и наставника;
Президент России о государственной политике в сфере образования, о развитии образования (дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего) и воспитании
По мнению эксперта, эти установки, позиции Владимира Путина входят в общий «гуманистический управленческий кодекс Президента РФ» и являются политико-управленческими основами успешно осуществляемой государственной политики в сфере образования.
Опубликованные материалы позволяют представить системную деятельность и постоянное внимание главы российского государства вопросам развития образование (от стратегических, программных его аспектов до функционирования малокомплектных школ, школьных библиотек, школьного театрального школьного движения, инклюзивного образованияи организации горячего питания школьников, от дошкольного до высшего образования, от вопросов деятельности Правительства в сфере образования,министерств просвещения, науки и высшей школы до проблемпедагога и наставника).
По оценке экспертов Президент России делает очень много для воспитания, для развития формирования гражданственности и патриотизма, и это чрезвычайно важная составляющая тех изменений, преобразований, которые проходят в отечественной системе образования, позволяющие сделать ее суверенной, действительно независимой.
Следует обратить внимание и на тот факт, что Президент обращается к совершенно другому направлению, о котором фактически 20 лет никто всерьез не говорил — это воспитательная функция школы и возрождения института наставничества.
В выступлении на встрече с участниками пилотной образовательной программы «Школа наставника» Центра знаний «Машук» Президент России сформулировал главную цель России: всё, что мы с вами делаем, в самом широком смысле этого слова – в демографии, образовании, экономике, в сфере безопасности – подчинено главному: чтобы наши дети, молодёжь росли счастливыми, жили в благополучной, суверенной стране.
Эксперт отметает, что Президент России впервые в мировой практике института президентства ежегодно проводит комплекс встреч с различными категориями педагогической общественности, школьниками, студентами, выступает в роли педагога и воспитателя, наставника, ежегодно поздравляет граждан страны с основными профессиональными праздниками и памятными датами педагогического календаря: днем учителя, днем знаний, днем российского студенчества, днем молодежи и др.
При этом важно, что Президент постоянно поддерживает конструктивные предложения и инициативы участников мероприятий и что по итогам всех встреч Президента готовятся перечни поручений главы государства органам государственной власти по практической реализации рекомендаций, инициатив и предложений в сфере образовательной политики.
Как отмечает эксперт, знаменательно и символично, что Год педагога и наставника проводится в год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики, основоположника российской научной педагогики – педагогической антропологии, автора труда «Человек как предмет воспитания» Константина Ушинского, который глубоко понимал природу образовательного процесса, фундаментальную роль воспитания, труда, личного примера учителя.
В полном объеме с информационным материалом можно познакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/spwg/Sbn3v2V7h