Республика Коми
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Владимир Теребихин. Экспертное мнение. Президент России о развитии научного и технологического потенциала страны (к 300 – летию образования Российской академии наук)

08 февраля 2024, 10:16
Как известно, 8 февраля в Российской Федерации отмечается День российской науки – профессиональный праздник научных сотрудников. День российской науки установлен Указом Президента РФ в 1999 году. Дата праздника имеет символическое значение. Она приурочена к дате образования Российской академии наук императором Петром I – 8 февраля (28 января – по старому стилю) 1724 года.

 2024 год – год  300-летия создания Российской академии наук.   

Эксперт ОПРК, кандидат философских наук, специалист в области  политической и философской антропологии, государственный советник РК, автор издания «Владимир Путин:главное для нас-это люди» ((Владимир Путин: главное для нас - это люди! (super-izdatelstvo.ru)   Владимир Теребихин подготовил к юбилейному празднику российской науки подборку материалов  «Президент России о развитии научного и технологического потенциала страны» в которую включены развернутые и краткие, программные установки, концептуальные позиции, оценки главы российского государства по актуальным проблемам развития науки и технологий в стране: о национальном проекте «Наука», о роли молодых исследователей в развитии российской науки, о формировании современной системы управления научно-технологическим развитием, об укреплении научного потенциала России, о формировании научно-образовательной среды и финансовой поддержке отечественной науки, о научно-технологическом суверенитете России,  об искусственном интеллекте, о развитии генетических технологий в Российской Федерации, искусственного интеллекта и о целом ряде других проблем развития науки в России.

   Как считает эксперт за период государственной деятельности В.В.Путина – одного из лучших государственных деятелей в истории России, «национального лидера, беззаветно преданного Отечеству, искренне любящего Родину и отдающего ей все свои силы, способности и дарования» (Святейший Патриарх Кирилл)  в России создана системная государственная научная политика, политика суверенного научно-технологического развития страны.

  Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 утверждена «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Инструментом реализации Стратегии является государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 377.

По инициативе Президента России в состав национальных проектов включен и осуществляется нацпроект «Наука», реализуется проект «Наука и университеты».

  В 2021 году проведен Год науки и технологий, принят и успешно реализуется Указ Президента от 25 апреля 2022 года №231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»   (2022-2031 годы), указ о праздновании в 2024 году 300-летия Российской академии наук», принята «Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 - 2030 годы).

Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2021 года № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики» при Правительстве Российской Федерации, предусмотрено  создание Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации, главной задачей которой является обеспечение взаимодействия участников научно-технологического развития для консолидации всех научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее – НИОКТР), а также формирование единой системы управления научной деятельностью.

 В целях повышения эффективности государственной научно-технической политики Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2021 года № 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию» утверждены Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и обновленный состав указанного Совета. Реализуется Указы «О присуждении премий Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых учёных»,  «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий

   Президент России регулярно проводит заседания Совета по науке и образования,  встречается с  президентом РАН, различными категориями ученых, в том числе, с молодыми исследователями, участвует в работе наиболее крупных научных форумов.               

    Приведем некоторые развернутые и краткие, программные установки, концептуальные позиции, оценки Президента России по актуальным проблемам развития науки и технологий в стране:

·        «Роль науки в национальном развитии, без преувеличения, становится определяющей».

·        Роль отечественной науки, её традиции, школы, достижения во все времена были очень значимыми для нашей страны, её развития. А сегодня, когда перед нами стоят цели масштабного технологического прорыва, её значение многократно возросло.

·        «Уровень развития науки, технологий, образования, качество человеческого капитала, в широком смысле этого слова, и определяют лидерство в современном мире».

·        «России нужна сильная, конкурентоспособная наука, которая может задавать новые направления научной мысли, обеспечивать технологическую независимость и суверенитет страны, работать на повышение качества жизни людей».

·        И культура, и, конечно, наука на протяжении столетий являются символом национального успеха, гордости, да и, можно сказать, величия России. И сейчас очень важно не просто сохранять, но и преумножать наши достижения.

·        «Сегодня лидерские позиции и конкурентоспособность страны, успехи в экономике и социальной сфере напрямую зависят от научного прогресса, широкого внедрения современных, прорывных технологий и наукоёмких производств».

·        «Следует сосредоточить повышенное внимание на развитии фундаментальной науки, нацелить её на получение принципиально новых знаний, поиск ответов на так называемые большие вызовы завтрашнего дня».

·        «В ближайшие годы в науке мы должны реализовать национальный проект, который по своему масштабу, историческому значению для страны должен быть сопоставим с атомным и космическим проектами».

·        «Наука, технологии, образование должны сквозной линией проходить через все наши нацпроекты и программы. Но в концентрированном виде эта работа будет осуществляться в рамках специального, отдельного нацпроекта «Наука».

·        «Нам нужны открытия, разработки, готовые продукты в тех областях, которые являются для нас приоритетными, включая, например, искусственный интеллект, кадры, которые способны создавать такие прорывные решения».

·        «Страна ждёт от науки новых решений, которые могут изменить качество жизни людей, придать мощную динамику развитию России».

·        «Ключевой принцип реализации стратегии научно-технологического развития – это тесное взаимодействие науки, образования, бизнеса и государства, их общая ответственность за практические результаты».

·        «Хочу обратиться…ко всем российским учёным, преподавателям вузов, представителям бизнеса, которые тесно связаны с научной средой, активнее подключаться к просветительским проектам и в интернете, и на телевидении, в печатных средствах массовой информации, рассказывать о достижениях нашей науки, проводить популярные научные мероприятия, организованные на самых разных площадках, для людей самых разных возрастов, ориентированные на подрастающее поколение».

·        «Нужно и дальше повышать социальный статус учёных, конструкторов, инженеров – всех, кто двигает отечественную науку вперёд, добивается настоящих прорывов.

·        Во многом здесь, на этой площадке мы вместе формулировали системную программу в сфере искусственного интеллекта, и наши общие усилия уже приносят определённые результаты. Так, за последние годы отрасли экономики и социальной сферы России в полтора раза расширили использование решений в области искусственного интеллекта.

·        Мы будем и дальше стремиться к тому, чтобы Россия стала одной из самых комфортных юрисдикций в мире для развития искусственного интеллекта, для смелого поиска здесь необходимых всем решений. При этом, естественно, должны быть сведены к минимуму любые угрозы для граждан для сохранения персональных данных. 

·        Жизнь кардинальным образом меняется, и мы должны быть впереди этих изменений, и, безусловно, нужно настраивать всю систему поддержки развития, внедрения больших языковых моделей и решений в области генеративного искусственного интеллекта, создавать инфраструктуру для их широкого использования. Я прошу отразить все эти вопросы в готовящемся сейчас национальном проекте по формированию экономики данных.

·        У нас должны быть не просто научные разработки и базовые решения, а вся технологическая и производственная цепочка: собственное оборудование, элементная база, программное обеспечение и, конечно, люди, кадры.

·        Наша принципиальная задача – перевести всю экономику, социальную сферу, органы власти, работу органов власти на качественно новые принципы работы, внедрить управление на новых данных – на основе больших данных. Эффект, как мы рассчитываем, будет в полном смысле комплексным, мультипликативным. Это кратное повышение качества управления и производительности труда, рабочие места с передовыми компетенциями и высокими заработными платами, доступность услуг, сервисов, принципиально иные возможности для наших граждан, для человека.

·        Так, цифровые платформы позволят развивать умные города и беспилотные системы, использовать «цифровые двойники» технических систем и процессов их производства, начать широкое применение точного земледелия в сельском хозяйстве, выйти на новый уровень в логистике и энергетике, в развитии телемедицины и онлайн-образования, в предоставлении госуслуг и осуществлении финансовых расчётов. В целом платформенные решения откроют дорогу к тому, чтобы полномасштабно автоматизировать не только технологические процессы, но и взаимоотношения между участниками рынка.

·        Для таких изменений всё, что связанно с данными, большими данными, принимает критически важное значение. Речь, по сути, идёт о системообразующей инфраструктуре для нашего дальнейшего развития, для будущего нашей экономики в целом. И очевидно, что зависимость в этой сфере означает серьёзные угрозы для национальной безопасности, ослабление, а то и утрату суверенитета страны. Мы должны, безусловно, думать над этим и смотреть в будущее.

 

·        Нужно выстроить именно целостный механизм создания и повсеместного внедрения передовых разработок. Это на самом деле касается всех технологий и сфер жизни, безусловно. Мы много об этом говорим, постепенно двигаемся, решаем эти вопросы. Но нужно максимально форсировать такую работу, в том числе и по такому направлению, как формирование экономики данных, о которой уже сказал.

·       Сейчас хотел бы предметно обратиться к квантовым технологиям, которые являются основной темой сегодняшней дискуссии. Сейчас только и на выставке, в беседе с представителями науки меня пробовали посвящать в это более детально. Нам с вами нужно не только решать текущие задачи, но и обязательно смотреть вперёд – за горизонт, постараться расширить возможности человека, управлять мельчайшими объектами, поставить на службу прогрессу сложнейшие физические процессы.

·       Квантовый мир не торопится открывать все свои тайны, но отечественные исследователи готовы решать сложнейшие научные задачи, открывать путь к созданию передовых решений. И это стремление, безусловно, – сейчас ещё раз повторю, мы только что говорили об этом, – мы будем поддерживать.

·       Прошу в рамках национального проекта по формированию экономики данных определить меры поддержки фундаментальных исследований, включая увеличение объёмов финансирования.

·       Причём имею в виду научный поиск по широкому спектру вычислительных технологий, многие из которых, вы это прекрасно знаете, работают на принципах квантовой физики и механики, связаны с достижениями и первой, и развивающейся на наших глазах второй квантовой революции, – о чём мне сейчас только наш ведущий рассказывал на выставке, – второй революции, которая стала стимулом в том числе для создания технологий квантовых вычислений и квантовых компьютеров.

·       Считаю необходимым повысить максимальный размер мегагрантов, увеличить, что очень важно, и коллеги об этом говорили недавно со мной, сроки их реализации, скажем, до пяти лет, – некоторые говорят, хорошо бы и десять, – до пяти лет с возможностью продления до трёх. Это уже будет почти десять.

·       Прежде всего, нужно поддержать крупные научные проекты наших соотечественников и ведущих зарубежных исследователей, в том числе тех, кто уже участвовал в создании в России лабораторий мирового уровня. За пять лет учёный в общей сложности должен получить на свой проект полмиллиарда рублей, при том условии, если он готов работать в нашей стране на постоянной основе.

·       Поддержка в объёме четверти миллиарда рублей за пять лет будет оказана ведущим зарубежным учёным, которые приедут в Россию, создадут в наших вузах кафедры, будут заниматься преподавательской деятельностью, работать со студентами и аспирантами. Здесь, собственно, это мало чем отличается от прежних условий, но мы их подтвердим и немножко расширим. В результате такие наши коллеги из-за рубежа сформируют научные школы по ключевым, приоритетным направлениям развития науки и технологий.

·       Ещё одно принципиально новое направление. В рамках обновлённой программы мегагрантов окажем содействие перспективным молодым исследователям, в том числе нашим соотечественникам, которые хотят вернуться на Родину и внести значимый вклад в научно-технологические решения, а таких немало.

·       Подчеркну, обновлённая программа мегагрантов должна быть запущена в короткие сроки. Мы будем рады видеть в нашей стране исследователей, которые разделяют принцип открытости науки, посвящают свою жизнь научному поиску, занимаются проектами будущего. А мы со своей стороны сделаем всё необходимое, чтобы разработки завтрашнего дня уже сегодня, сейчас стали глобально конкурентными продуктами.

·       По традиции сегодня мы чествуем молодых учёных – лауреатов премии в области науки и инноваций. После торжественной церемонии у нас состоялся обстоятельный разговор, и прежде всего речь шла о том, как обеспечить скорейшее внедрение новых, прорывных разработок, чтобы эти достижения способствовали укреплению суверенитета и безопасности нашей страны, росту качества жизни наших людей.

·       Именно в такой логике предлагаю предметно обсудить наши дальнейшие шаги по наращиванию научного, технологического потенциала России. И, безусловно, посмотрим, как реализуются уже принятые решения, которые, как показывает текущая непростая ситуация, были абсолютно верными. Имею в виду прежде всего формирование целостной системы планирования и управления научно-технологическим развитием.

·       За последние два года в этом направлении сделан ряд принципиальных шагов.

·       Первое. Совет по науке и образованию наделён полномочиями по выработке всех стратегических решений в научно-технической сфере, в том числе в части определения приоритетов.

·       Второе. Под руководством президиума Совета начата работа по обновлению подходов, самой методологии научно-технологического прогнозирования, а также по подготовке прогноза на долгосрочный период.

·       Третье. Образован специальный орган при Правительстве – Комиссия по научно-технологическому развитию, первоочередная задача которой – координация действий министерств, ведомств, высокотехнологичных компаний по исполнению единой государственной программы научно-технологического развития. В ней в соответствии с принятыми решениями консолидирован весь объём средств на НИОКРы гражданского назначения.

·       Четвёртое. Мы уже приступили к реализации федеральных научно-технических программ и важнейших инновационных проектов. Их результатом должно стать создание собственных наукоёмких решений в области сельского хозяйства и генетики, а также формирование национальной системы мониторинга климата, строительство и эксплуатация крупных исследовательских установок мирового уровня, что позволит в том числе создавать новые лекарства, материалы и так далее.

·       На таких значимых для развития страны направлениях концентрируем возможности федерального бюджета и наших компаний. Добавлю, что в части опытно-конструкторских и технологических работ ещё одним дополнительным источником финансирования этих важнейших инициатив станет Российский научный фонд. Соответствующие законодательные решения уже приняты.

·       Также особо обращаю внимание Правительства: необходимо ускорить утверждение важнейших инновационных проектов по формированию системы быстрого реагирования на инфекционные заболевания, – мы об этом уже неоднократно говорили, – а также по созданию новых источников энергии, её передачи и хранения.

·       Уважаемые коллеги, такие сложнейшие научно-технологические проекты – зримый пример объединения возможностей государства, науки и бизнеса именно вокруг ключевых, важнейших для страны сфер.

·       Очевидно, что ни в коем случае нельзя распылять силы и средства, ресурсы. Мы должны фокусироваться на достижении национальных целей развития, учитывать фактор внешнего давления, а значит – предельно внимательно относиться к выбору наших научно-технологических приоритетов.

·       В первую очередь важно сосредоточиться на технологиях, продукции, которые позволят обеспечить работу здравоохранения, жилищно-коммунального комплекса, энергетики, ключевых отраслей промышленности, сферы безопасности, обеспечить территориальную целостность страны.

·       По этим направлениям у нас должны быть собственные компетенции, базовые технологии. В столь чувствительных темах мы не можем позволить себе рисков критической зависимости от зарубежных институтов. В том числе имею в виду и элементную базу, технологии работы с генетическими ресурсами. И, безусловно, нужно активнее переходить к созданию конкурентных продуктов на основе уже существующих уникальных отечественных разработок, например в области атомной энергетики с замкнутым топливным циклом, а также гиперзвуковых технологий и так далее.

·       Повторю: нужно максимально сконцентрировать наши кадровые, финансовые, инфраструктурные ресурсы на чётко очерченном наборе приоритетов. В этой связи считаю необходимым внести соответствующие изменения в основополагающий документ – Стратегию научно-технологического развития. Она была у нас принята, по-моему, в 2016 году. Ситуация поменялась.

·       Также в данной логике предлагаю пересмотреть и наши подходы к мероприятиям единой государственной программы в области научно-технологического развития, причём как в части выполнения НИОКРов, так и в вопросах подготовки кадров, повышения качества нашего высшего образования.

·       Нужно признать, что зачастую, к сожалению, происходит подмена задач. Все усилия направляются на контроль процессов текущей деятельности участников научно-технологической сферы, на то, чтобы обеспечить реализацию так называемых мероприятий, формально отчитаться об объёме выделенных средств, об освоении средств, количестве грантов или созданных лабораторий.

·       Но это – мы с вами понимаем – лишь инструменты, средства достижения целей, а нужны практические, конечные результаты, которых ждут страна, экономика и граждане. Это передовое оборудование, компоненты, продукты, сервисы, конкурентные и на внутреннем, и на внешнем рынках, технические решения, которые позволят нам, как уже говорил, в ситуации форс-мажора организовать собственное производство критически значимой для нас продукции, кадры, которые способны создавать и работать с новейшими технологиями.

·       На достижение именно таких содержательных результатов необходимо чётко ориентировать всю нашу государственную политику в научно-технической сфере.

·       Прежде всего тщательно, внимательно нужно подойти к формулированию задач исследовательских, технологических проектов, внедрять механизмы их объективной экспертизы и, безусловно, – считаю это принципиально важным, – обеспечить жёсткую взаимосвязь с программами развития регионов, отечественной экономики, социальной сферы, и прежде всего добиться того, чтобы субъекты Федерации, госкорпорации, предприятия, частные компании действительно стали квалифицированными заказчиками на исследования и технологии, обеспечили устойчивый, гарантированный внутренний спрос на достижения отечественной науки.

·       Повторю: такие задачи уже давно сформулированы и поставлены. Нужно их решать, нужно этим заниматься в ежедневном режиме. Хотел бы, конечно, услышать предметные предложения на этот счёт.

·        Молодые исследователи – это как раз те люди, на которых нужно возлагать надежды. Государство так и делает – возлагает надежды именно на вас и на таких, как вы.  Но для того, чтобы всё это произошло, – это по щелчку не делается, – на это должно быть настроено всё общество.

·         И это вторая наша задача, общая задача – нужно настроить именно все институты государственной власти, все структуры, все общественные организации, всех граждан на то, чтобы убедить всё общество в том, что суверенитет, будущее технологического развития, технологический суверенитет, промышленный, даже ценностный суверенитет может быть основан и может состояться только на базе фундаментальной и прикладной науки, только на научной базе. 

·       Ещё одна актуальная задача – это, конечно, интегрирование новых территорий России в научную среду, в образовательную среду. 

·       Как известно, поколения приборов для научных исследований меняются где-то темпом в три-пять лет. И нам нужно создать такую среду, создать такую промышленность специальную, когда у нас на постоянной основе эта замена происходила бы естественным образом. Ясно, что всё производить на сто процентов невозможно, да и не нужно, но партнёры всегда найдутся, здесь у меня нет никаких сомнений. Если будем делать на хорошем уровне, партнёры технологические всегда будут.

·       Мы в оценку деятельности региональных команд включаем и то, что связано с развитием высоких технологий, науки.

·       Речь сейчас идёт не просто о разработке отдельных уникальных решений. Здесь только что коллеги из Правительства говорили: по отдельным направлениям уже сформулированы направления работы. Но задача заключается в том, чтобы сформировать в нашей стране принципиально новые направления, а в известном смысле, даже, может быть, и отрасли, сконструировать и наладить выпуск собственного …самого передового оборудования и средств производства. Чрезвычайно важно, для того чтобы повысить уровень нашей технологической независимости. Провести технологическую модернизацию существующих и возвести новые объекты, может быть, новые предприятия и лаборатории, развернуть исследовательские проекты, в том числе с участием наших соотечественников и зарубежных учёных мирового уровня. Уже сейчас необходимо подумать о том, чтобы на опережение запустить программы подготовки научных, инженерных, рабочих кадров для создаваемых секторов экономики.

·       Результаты такой работы, конечно, будут напрямую зависеть от того, насколько эффективными, слаженными будут механизмы реализации и действия участников важнейших инновационных проектов государственного значения.  По разным направлениям, по многим, уже предусмотрено и финансирование, предусмотрена работа соответствующим образом. Нужно, конечно, всё это интегрировать.

·       Отмечу в этой связи, что ровно год назад мы с вами приняли целый ряд знаковых, на мой взгляд, решений, расширили полномочия Совета по науке и образованию и Правительства Российской Федерации по управлению научно-технологическим развитием. Смысл этих решений в том, чтобы обеспечить единую координацию, чёткое распределение ответственности между министерствами и ведомствами, научными центрами, государственными вузами и частными компаниями, организовать всю эту работу в рамках технологических контуров – от научного исследования до получения конкретного продукта и масштабирования его производства.

·       И я прошу коллег из Правительства именно в такой жёсткой управленческой логике разработать и утвердить важнейшие инновационные проекты государственного назначения, о которых мы сегодня говорили, учесть при этом все прозвучавшие сегодня предложения специалистов, учёных, экспертов. Это первое.

·       Второе. Мы договорились, что нашим инновационным программам будет оказана поддержка со стороны государства на всех этапах – от получения фундаментальных знаний до выхода продукта на рынок. В этой связи прошу Правительство выстроить чёткий, хороший, реализуемый и согласованный со всеми механизм финансирования.

·       Хочу вновь подчеркнуть: важнейшие инновационные проекты, которые получают высокий статус – статус государственного значения, – на них нужно обратить приоритетное внимание. Их результаты должны оказать, без всякого преувеличения, серьёзное, большое влияние на укрепление нашей безопасности, нашего суверенитета, на развитие страны, на повышение благополучия и качества жизни наших людей. Они призваны обеспечить принципиально иной уровень защиты здоровья граждан, передовые экологически безопасные технологии строительства жилья и организации общественного транспорта, современный облик экономики, в конце концов, новые сферы для приложения труда и самореализации наших людей, в том числе,  для молодых людей, для молодёжи, которая всё активнее проявляет себя в решении экологических, климатических проблем.

·       Конечно, Россия как ответственное государство с сильными фундаментальными научными заделами может и должна активно участвовать в решении глобальных задач. Уверен, что российские учёные способны внести свой значимый вклад в поиск эффективных, действенных ответов на большие вызовы, с которыми сталкиваются все страны мира.

     В порядке наказа избирателя  кандидату на должность Президента  РФ В.В.Путину, эксперт считает целесообразным рекомендовать:

·       С учетом новейших тенденций и процессов развития науки принять новый Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" взамен  ныне действующего от 23.08.1996 N 127-ФЗ.  

·       Разработать и принять концепцию развития общественных наук в Российской Федерации.

·       Создать при Совете по науке и образованию при Президенте РФ  комиссию (Совет) по научным проблемам социогуманитарного преображения страны или по проблемам комплексного, гармоничного развития человека, наделенного в том числе, функцией координации деятельности научных институтов и организаций изучающих проблемы человеческого развития (антропологии, философии, социологии, психологии, физиологии человека, народонаселения, медицины, культурологии, педагогики, криминологии, суицидологии  и др.);  

·       Рекомендовать РАН изучить  вопрос о возрождении на новой организационной кластерной основе деятельности Института человека РАН как своеобразного научного антропокластера, который существовал в период 1992—2004 годов. Среди основных направлений института были философские и методологические основания комплексных исследований человека, проблемы детерминации развития человека, сознание как предмет междисциплинарных исследований, будущее человечества и перспективы развития личности, междисциплинарное изучение человека.  В конце 2004 года Институт человека в ходе очередной трансформации РАН без  достаточного научно-управленческого обоснования  был присоединен к институту философии в виде небольшого Отдела комплексных проблем изучения человека, биоэтики и гуманитарной экспертизы.

Коми региональному отделению  Партии эксперт рекомендует осуществить анализ реализации в республике раздела «Современное образование и передовая наука» Народной программы Партии и сформировать научно-экспертный Совет.      

Общественная приемная